Вникаем в московский эксперимент с платной парковкой

Константин Болотов, . Фото Драйва и IT-департамента Москвы

Так выглядит одна из «экспериментальных» улиц — Каретный ряд — по состоянию на 2 октября. Менее чем через месяц стоянка на всех местах, которые попали в кадр, будет стоить 50 рублей в час. Штраф за неуплату составит 3000 рублей.

С 1 ноября в Москве стартует более чем занятный эксперимент — на четыре месяца, до 28 февраля 2013 года, станет платной парковка в Центральном административном округе. Нетрудно предсказать, что этот как бы эксперимент наверняка признают удачным и зоны платного паркинга начнут стремительно разрастаться. Сначала, примерно с марта 2013 года, до пределов Бульварного кольца, потом до границ кольца Садового, затем — Третьего транспортного, наконец — МКАД, а далее везде. Очевидно, в конечном итоге каждый автовладелец будет платить за стоянку своей машины где бы то ни было. Итак, фактически стоя на пороге новой «платной» эры, мы пока не знаем ответов на очень многие вопросы. Попробуем в чём-нибудь разобраться на примере пилотного проекта в ЦАО.

Ещё один участник будущего опыта — Успенский переулок. Здесь на тротуаре организована стоянка для посетителей сада «Эрмитаж». Сохранятся ли при платной схеме она и другие тротуарные паркинги, которые считаются временными, пока не ясно.

В ноябре платными для стоянки автомобилей станут четыре улицы (Каретный ряд, Петровка, Кузнецкий мост, Петровские линии), 14 переулков и пара бульваров (два участка на Страстном и Петровский целиком). Итого — 21 участок УДС, улично-дорожной сети. Для начала мы пробежались по некоторым из этих улиц, чтобы оценить их готовность к эксперименту и общую катастрофичность ситуации.

На улице Петровка, которая в целом обильно заставлена машинами, есть один девственно чистый от автомобилей участок — у дома № 38. Трудно поверить, что тут будет платная парковка для всех желающих.

Быстро выяснилось, что о грядущем проведении опыта в ЦАО ничто не предвещает. По идее, парковочные места здесь (500 штук) должны быть не только чётко размечены, но и пронумерованы, оснащены паркоматами, датчиками, отслеживающими занятость участка, а также электронными табло с информацией о наличии мест на улицах, входящих в зону проекта. Кроме того, паркинги нужно каталогизировать в электронном виде и организовать доступ к этой базе с мобильных устройств.

Та же Петровка вдали от дома № 38 заставлена плотнячком и с нарушениями.

«При въезде в тестовую зону будут установлены информационные щиты с информацией о порядке работы парковок, а также инструкцией по оплате», — обещает Департамент транспорта Москвы. Однако менее чем за месяц до старта в зоне эксперимента из всего перечисленного кое-где встречается лишь разметка мест, которая часто не работает, поскольку автомобили напаркованы как бог на душу положит.

На Петровском бульваре недавно поменяли асфальт и разметили парковочные места у правого края проезжей части, что не мешает гражданам бросать машины у неразмеченного левого.

Будем считать, что время на подготовку к опыту у городских властей ещё есть, и посмотрим, как всё это должно функционировать в идеале. С 1 ноября водителей в особой зоне будут встречать как минимум двое — жёлтый предупредительный стенд с первичной информацией и паркомат.

Модель паркомата ParkLine EVO 2 разработана немецкой компанией SWARCO. Высота аппарата — 1600 мм, ширина — 360, глубина — 400 мм, вес — 80 кг. 500-метрового рулона бумаги хватает на 6250 парковочных билетов (каждый длиной 8 см).

В настоящее время информацию о платных стоянках в ЦАО и не только правительство столицы аккумулирует на сайте «Московское парковочное пространство». Наиболее информативный его раздел называется «Частые вопросы».

В Департаменте информационных технологий Москвы нам сообщили, что паркоматы, вероятно, установят далеко не везде: столичная мэрия рассчитывает, что это будет не основной способ оплаты. «Уровень проникновения сотовой связи в городе — более 150%, то есть на каждого москвича приходится уже полтора мобильных устройства. С 1 ноября заработает регистрация на парковках и их оплата с помощью SMS и USSD (сервиса передачи коротких сообщений в сетях GSM), из мобильного приложения МПП lite для Android и iOS, на портале parking.mos.ru и с помощью скретч-карт предоплаты, — рассказала Драйву пресс-секретарь департамента Елена Новикова. — Кроме того, в первое время на парковках будут дежурить консультанты и объяснять, как это всё работает».

Вместо парковочной полиции контроль на платных стоянках будут вести мобильные комплексы фиксации типа «Паркон» — набитые аппаратурой автомобили, которые патрулируют улицы со скоростью до 40 км/ч, определяют госномера машин, соотносят их с базой на предмет оплаты или наличия спецразрешения на бесплатную парковку. Об этих разрешениях надо рассказать отдельно.

Улица Кузнецкий мост, которая тоже попала в эксперимент, сейчас наполовину перекрыта и перерыта — рабочие снимают брусчатку. Немалое пространство занимают чёрные машины расположенной здесь службы судебных приставов.

Местные жители, которых называют резидентами, на своих улицах получат преференции. Под резидентами понимаются собственники квартир или обладатели доли в жилом помещении, квартиросъёмщики по договору соцнайма или найма служебного жилья, а также инвалиды, независимо от прописки. Однако автовладельцам, желающим бесплатно оставлять автомобиль под домом на размеченной для этого проезжей части, необходимо получить разрешение на так называемую резидентную парковку. Обитатели ЦАО смогут сделать это дистанционно через портал госуслуг pgu.mos.ru вроде как с 15 октября.

На Кузнецком мосту, как и на Петровке, есть зона, свободная от припаркованных автомобилей, — около приёмной ФСБ.

Оформление электронного разрешения для аборигенов займёт не больше шести рабочих дней. После внесения госномера автомобиля в специальный реестр информация об этом факте автоматически станет доступна «Парконам», которые, как уже говорилось, будут патрулировать зону эксперимента, фиксируя номера машин. Бумажный документ держать под лобовым стеклом не потребуется, но по желанию получить его и выставить будет можно.

Следует, кстати, отметить, что о платной парковке во дворах речь сейчас не идёт вообще. Городские власти уверяют, что на дворовые пространства покушаться даже не планируют, а напротив, обещают жителям помощь в установке шлагбаумов на въездах. В ЦАО, впрочем, дефицита шлагбаумов не наблюдается.

Нюанс — каждый резидент имеет право оформить разрешение лишь на один автомобиль, с возможностью впоследствии заменить одну машину другой. Если в семье два или больше авто и они не помещаются во дворе, придётся платить за их стоянку. Однако и с бесплатным вариантом всё не так просто: наличие разрешения позволит местным жителям безвозмездно пользоваться парковками только с восьми вечера до восьми утра. Посчитаем: 12 часов по 50 рублей — 600 рублей в сутки.

Хотя эксперимент ещё не начался, собирать в его зоне деньги с водителей уже ещё как можно. И не по 50 рублей за час, а по 2500 — за нарушения правил стоянки. Предупреждения о штрафе в ЦАО развешены довольно щедро.

Есть подозрение, что не все резиденты одномоментно зарегистрируют свои автомобили: кто-то в отъезде, кто-то просто ничего не слышал об опыте властей. Но организаторы уверяют, что сделают всё возможное: с 8 октября информационные материалы о пилотном проекте будут распространяться в домах и офисах.

Бардак с парковками на опытной территории в ЦАО царит такой, что, пожалуй, любой гражданин, погулявший по этим улицам в октябре, проникнется неординарностью замысла и заинтересуется результатами эксперимента.

К сожалению, нам не удалось получить комментарии от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Среди прочего хотелось узнать, есть ли какие-то шансы, что пилотный проект в ЦАО не будет признан успешным. Ведь посмотрев на нынешнее положение дел, понимаешь, что затея может и провалиться. Так или иначе, мы вернёмся в зону опыта после его старта в ноябре.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...