Haval h2,Haval h6,Haval h6 coupe,Haval h8,Haval h9. Премьера новейшей серийной модели H6 Coupe только-только отгремела на мотор-шоу в Шанхае. На российский рынок пятидверка попадёт в следующем году, после сертификации.

Готовимся в Китае к встрече с маркой Haval в России

Константин Болотов, . Фото Драйва и компании Haval

Премьера новейшей серийной модели H6 Coupe только-только отгремела на мотор-шоу в Шанхае. На российский рынок пятидверка попадёт в следующем году, после сертификации.

Кроссоверный бренд Haval, принадлежащий фирме Great Wall Motor (GWM), — лидер среди китайских производителей вседорожников. В сегменте, ежегодно растущем на 50% с лишним, каждый месяц покупают по полмиллиона машин! Каждая десятая — Haval. Фирма «Хавейл Мотор Рус» завезла к нам пока только 140 автомобилей и грозится со дня на день начать продажи по неназванным ещё ценам. До Москвы добрались внедорожники Haval H9 и кроссоверы H2 образца 2014 года, плюс паркетник H6, дебютировавший в 2011-м. В Китае это бестселлер, но в Россию «шестёрку» больше поставлять, видимо, не будут — стара. К тому же у нас по-прежнему сносно продаётся Great Wall H6.

Флагман Haval H9, показанный в предсерийной версии на прошлогоднем Московском автосалоне, встал-таки на конвейер. Сегодня это единственная модель марки, в чьём скором начале продаж в России у китайцев нет и тени сомнений. Вокруг кроссоверов помладше сохраняется неопределённость.

Пока машины едут к нам, мы — отправляемся к ним! Тем более что дома у китайцев полно новинок. В прошлом году представлен ещё и малыш H1 (на фото внизу). В 2015-м показаны Haval H6 Coupe и модернизированный Haval H8 — эти будут во второй волне хавейловской экспансии в Россию. Готовятся к запуску в серию модели H7 и удлинённая H7L. По идее, есть ещё переживший недавно рестайлинг H5, но создатели, видимо, считают его идеологически неактуальным, поскольку за время визита мы его в глаза не видели.

Младшенький в семье кроссовер Haval H1 — эдакий Ford EcoSport по-китайски. Прикольную с виду машинку в России продавать пока не собираются.

Слово Haval в Поднебесной произносят как «Хáфу». На китайском оно ничего не значит: название сконструировали из «I have all» («у меня есть всё»). Англоязычные между тем говорят не «Хэвол», а «Хáвал». «Хавéйл» — это интерпретация, придуманная для России догадливыми русскоязычными китайцами. Пока у нас читают как есть, в воздухе носится некрасивое «пипл хавает» (в смысле, народ покорно потребляет то, что дают, не ища лучшей доли). Доморощенные остряки уймутся не скоро, однако по сути марка Haval несёт противоположный смысл. «Хавать» у Хавейлов может разве что подвеска. В остальном — речь о «вкусить» или даже «отведать».

Логотип китайцы встраивают и в светотехнику, и в колёса... В России явно будет востребовано «разбрендирование» этих автомобилей до состояния no name.

В Китай для знакомства с маркой нас пригласили на целую неделю. Начинаем с Шанхайского мотор-шоу, впереди интервью с топ-менеджерами, экскурсии на заводы в Тяньцзине и Сюйшуе, тест-драйв на площадке и полигоне, посещение выставочного и исследовательского центров в Баодине, где находится штаб-квартира. Также в программе деловой банкет и аж четыре групповых фото! Мы уже подзабыли эти обряды, а в Китае традиции коммунизма живее всех живых: ходить строем, облекать смыслы в помпезные лозунги, носить значки и плевать на все порядки и правила, если тебя никто не видит.

Всё новьё для Шанхая. Слева направо: H2, Haval Concept R, H9, H8, H6 Coupe, Haval Concept B, H7. Разносортица во внешности, верно? В центре — «восьмёрка», потому что китайцы празднуют «возвращение короля»: продажи модели перезапущены после доработок.

В регламенте международной презентации для журналистов (с нами, например, австралийцы) — занятное примечание: «Пожалуйста, присматривайте за своими вещами, соблюдайте порядок, заботьтесь о безопасности». Ладно! Первый сюжет — с выставки Auto Shanghai 2015. В лучах прожекторов появляется невысокая фигура в сером костюме — на сцену выходит главный дизайнер марки Haval Пьер Леклерк, перешедший из BMW.

В мюнхенской студии «баварских моторов» Леклерк проработал почти три года. До этого трудился в ателье Zagato и в Форде. Бельгиец пришёл в GWM в 2013-м, увидев «огромный потенциал» и шанс начать с чистого листа.

Будучи дизайнером подразделения BMW M GmbH, Леклерк приложил руку к прежнему BMW X6 M, на его счету экстерьер BMW X5 второго поколения. Теперь у Пьера статус дизайнерского босса и вице-президента, он подчиняется напрямую главе GWM Вэю Цзяньцзюню. Бельгиец представляет на Шанхайском автошоу свои новые работы — два концепта, будущее бренда. В облике шоу-каров можно найти немало «цитат», но о слизывании дизайна с BMW вряд ли кто скажет. Разве что «купеобразность» явно немецкая.

Слева Haval Concept B (Blue Logo) — синий: молодёжный и спортивный. Haval Concept R (Red Logo) — красный: комфорт и роскошь.

Haval бывает двух цветов: синий, «горячий» и красный, «холодный» (см. пример концептов на фото вверху). Но странное разделение по колеру логотипов России не коснётся, и это, пожалуй, правильно. Мы привыкли, что синий — это ледяная вода, а красный — кипяток. С таблетками в «Матрице» та же история: революция или покой в неведении. В общем, у нас будут только алые шильдики. Китайцы решили на два-три года оставить цветовое зонирование на внутреннем рынке. Они и сами не привыкли к двухцветности и носят на лацканах пиджаков исключительно красные значки. При всём при том машины, «синие» по дизайну и оснащению, вполне могут приехать к нам с красной эмблемой.

Две актуальные для России машины с трёхлетней разницей в возрасте: H6 (слева) постарше, H2 — помоложе. И на фото разница между ними неочевидна, и живьём их путаешь — очень много общего снаружи и внутри.

На домашнем рынке марка Haval действует с 2002 года. Экспортировать продукцию этого бренда фирма Great Wall долго не решалась: за рубеж шли машины с шильдиками Hover. Теперь Ховера не существует, вместо него — глобальный Haval со своей концепцией, стратегией и логотипом, презентованными в марте 2013-го, когда с конвейера сошёл миллионный автомобиль GWM. Довольные владельцы Ховеров в России, а таких немало, — главная аудитория Хавейла. Он уже зацепил их на Московском автошоу, они активно интересуются и ждут цен. Далее — видеоролик с выставки в Шанхае.

В Шанхае у Хавейла двухэтажный стенд на 3000 «квадратов». Размер не рекордный, но у Мерседеса напротив места ровно столько же. Всего компания GWM представляет 17 моделей (в том числе под маркой Great Wall): концепты, прототипы, раллийные кроссоверы и серийные машины.

Когда именно Haval начнёт продажи в России, не говорит даже госпожа Ван Фэнин, главный управленец GWM. Но подтверждает: конкурентами китайским кроссоверам будут «корейцы» и «японцы», к примеру, Hyundai Tucson и Toyota RAV4. По словам Ван Фэнин, поначалу машины будут завозиться к нам из Китая, а к августу-сентябрю 2017-го построят завод полного цикла под Тулой (см. врезку в конце материала). Дилерскую сеть — для начала восемь-десять центров — организует «Хавейл Мотор Рус», а не «Ирито», дистрибьютор марки Great Wall. Если в «Ирито» захотят продавать Haval, им позволят на общих основаниях. У Грейт Уолла в нашей стране всё останется по-прежнему — уступать рынок Хавейлу он не станет. Завод под Липецком Хавейлы выпускать не планирует. Но что же с ценами? Хоть намекните!

Ван Фэнин — второй человек в Great Wall Motor. Карьеру в GWM начала в 1991 году менеджером по продажам. Сейчас в её подчинении 60 000 сотрудников. Женщин, занимающих руководящие посты столь высокого уровня, в Китае можно пересчитать по пальцам одной руки.

Скрепя сердце Ван Фэнин говорит, что цены будут на 15–20% выше, чем в Китае, поскольку высоки таможенные пошлины и затратна логистика. Давайте прикинем. Дома Haval H2 стоит от 98 800 юаней (805 500 рублей), с процентами получаем миллион рублей, который нам косвенно подтвердили. Вспомним прайс-лист, оглашённый россиянам в октябре 2014-го: H2 — от 750 000, H6 — от 800 000, H8 — от 1 500 000. Выходит, Хавейлы для нас подорожают на четверть? Соперники тоже недёшевы: Hyundai ix35 — от 1 169 900, Toyota RAV4 — от 998 000 (по акции), Mitsubishi ASX — от 949 000. Только «корейцев» и «японцев» мы хорошо знаем, а Haval... Продолжим изучать его на заводе в Тяньцзине.

Я бывал на китайском заводе компании Lifan в Чунцине и от Хавейла ожидал того же: серпасто-молоткастой агитации на стенах, изобилия ручного труда, примитивных инструментов. Однако Haval приятно удивил отсутствием атавизмов и высоким уровнем автоматизации.

Регламент предписывает: «Пожалуйста, во время тест-драйва следуйте инструкциям инструктора». На самом деле никакого инструктажа китайцы не проводят, да и назвать это мероприятие «тест-драйвом» — злая шутка. Кроссоверы H2 и H6 нам предлагают испытать в качестве пассажиров во время езды по бенкингу, а затем сделать два кружочка за рулём на малюсеньком участке ровного асфальта. Что из этого вышло — на видео.

Если верить китайцам, на заводе в Тяньцзине построен самый большой в стране специализированный автополигон. Вряд ли лукавят, но почему нам показали лишь малую часть этого богатства?

Корпоративный дух GWM крепит фраза «Improving little by little everyday» («Мало-помалу совершенствуемся каждый день»). Девиз встречает рабочих у ворот предприятий GWM и далее повсеместно попадается на глаза, причём написан он на английском, которого большинство китайцев не знают. Однако неверно считать, будто слоган направлен исключительно «на экспорт» — грейтуолловцы и впрямь совершенствуются день ото дня, да так, что «мало» не покажется. Посмотрите на комплекс Хавейла в Сюйшуе: он уже не уступает заводу Hwasung фирмы KIA, а кое в чём и превосходит его.

Роботизированную сварочную линию нам показали, штамповочное оборудование тоже. А вот в покрасочный цех (на трёх из шести фото) не пустили. Почему? Смотрите видеоролик.

С завода — в выставочный центр. Он разделён на 15 зон и насчитывает более 200 экспонатов. На входе — стена, увешанная патентами: компания подала 4239 заявок и получила 2806 свидетельств, действующих в Европе, США, России и так далее. Осматриваем выставку дальше, демонстрируется всё: кузова, роботы-сборщики, шасси, двигатели, коробки передач, светотехника, кресла, даже коврики и, конечно, готовые машины. Жаль, демонстрация техники не сопровождается сколь-нибудь внятным комментарием. Также есть детский уголок размером со спортзал и гигантский макет, показывающий, как будет развиваться промышленная зона в Сюйшуе.

На выставке больше всего впечатляет макет Xushui Economic Development Zone. Вокруг завода Great Wall строит новый промышленный город. Третий и четвёртый этап развития — запуск мощностей для выпуска ещё 500 000 машин. Вскоре с конвейера в Сюйшуе будет сходить миллион автомобилей.

Теперь наш путь лежит на полигон Хавейла, построенный по проекту авторитетной испанской компании Applus IDIADA в конце ноября 2013 года. На площади 114 га проложено 45 км самых разных дорог. Высокоскоростной трек длиной 7019 м с бенкингом под наклоном 47 градусов позволяет разогнаться до 240 км/ч. Есть круглая площадка диаметром 300 м для тестов на скорости до 160 км/ч. На медленной кольцевой трассе имитируются 10 видов поверхностей: ямы, крупные и мелкие камни, гравий, волны и тому подобное. Кольца окружают искусственную гору для испытаний машин на подъёме и спуске. По ряду параметров этот полигон — №1 в Китае.

Осматриваем красавец-полигон с пассажирского места Хавейла H8. Нас везут по разным типам рукодельных неровностей и по скоростной прямой.

Второй тест-драйв организован чуть лучше. Перед нами скоростной прямик с разворотной петлёй в конце. Два круга на каждом из двух больших Хавейлов — H8 и H9 — с одинаковыми двухлитровыми «турбочетвёркам» (218 л.с., 324 Н•м) и шестиступенчатыми «автоматами». Динамикой не порадовал ни тот ни другой. Разгон подчёркнуто плавный, с неспешным выкручиванием передач до 5000 об/мин — китайцы любят размеренность. В ручном режиме трансмиссии двигатель, как водится, навязчиво шумит. Под капоты более чем двухтонных махин просятся моторы помощнее.

«Восьмёрка» — самый многострадальный Haval. После выхода на рынок в 2013 году были выявлены неисправности. Многомесячная модернизация и приостановка продаж очень дорого обошлись GWM.

Участок трассы позволяет набрать 120 км/ч, но разгоняться нужно осторожно, уровень безопасности — «оранжевый». На дороге могут появиться рабочие, велосипедисты или тихоходный трактор.

Связь «по баранке» едва уловима. Впрочем, подруливать и не нужно — прямую Хавейлы держат что на шинах Goodyear Wrangler (H8), что на покрышках Cooper Discoverer (H9). Тормоза позволяют точно дозировать замедление, что очень кстати перед поворотами, чреватыми сильными кренами. Короче, оба кроссовера диктуют величавое перемещение, но бегемот Haval Н9, эдакий Land Cruiser, предпочтительнее. На полигоне его подвеска схавала все неровности, не поперхнувшись. Идею бренда он передаёт лучше других, хотя... Понравилась ещё одна модель, которой не было в программе заездов, — Н6 Coupe.

Попался сырой экземпляр из пробной партии, но именно ему захотелось всё простить. Доведут H6 Coupe до ума, и прекратятся нездоровые вибрации, руль перестанет вырываться из рук, закончит ныть коробка. Устранить это на других моделях у китайцев получилось.

Лишний кружочек, что выторговал у организаторов, определил фаворита. Бойкий паркетник Haval Н6 Coupe видится оптимальным «китайцем» для города. Модная и гармоничная внешность тому под стать. Удивительно, в «купе» не менее просторно, чем в старших братьях. При этом машинка легче, мощнее поросли (194 л.с., 315 Н•м) и во всём живее: больше шума, жёстче подвеска, отчего хочется и можется шустрить. Во всяком случае на «механике» — «робота» на полигоне, к сожалению, не было.

Если закрыть логотип на руле, версия о китайском происхождении H6 Coupe будет не единственной. Выверенная эргономика, интересная отделка, богатое оснащение — самый современный интерьер из всех Хавейлов.

Прокатились неплохо, но мало. Ничего, в Москве доездим. Пора и честь знать? Рано! Китайцы ещё не показали нам «крупнейший в мире первоклассный технический центр». Новейший комплекс площадью 26 га рассчитан на 10 000 сотрудников. Снаружи его достроили в этом году, отделка внутри продолжается, но эксплуатация потихоньку стартовала. Заметьте, эти громады созданы не для всей корпорации Great Wall, а только ради марки Haval. Такие амбиции, такой видится потенциал.

Звенящая белая пустота. Кажется, строители только что ушли. Но они здесь, просто попрятались в связи с нашим визитом. По коридорам центра можно ездить на машинах, что, собственно, и происходит: нас снова возят на электрокарах.

Техцентр включает в себя пять зон: исследовательскую, испытательную, прототипирования, моделирования и обработки данных, что бы последнее ни значило. Экскурсия привела нас в безэховую камеру, где автомобили тестируют на наличие шумов и вибраций. Также показали стендовые испытания двигателя. Ничего особенного, хвастаться ещё нечем. Надо бы заглянуть сюда через год-полтора.

В Сюйшуе завод превращается в город, технический комплекс вырастет в «автомобильный сити» со всей возможной инфраструктурой. Окружающие строения возведут к 2020 году.

Ходят слухи, будто бы Haval задумал кооперацию с Фольксвагеном. Это маловероятно, так как у VW в Китае уже есть посажённый отец SAIC — крупнейший автопроизводитель Поднебесной. В то же время других неожиданных альянсов с иностранцами исключать нельзя. Корпорация GWM постоянно ищет партнёров для глобальной экспансии. Привлекая чужих спецов, учит своих. Совершенствуется мало-помалу каждый день.

Раллийные кроссоверы Хавейла, трижды попадавшие в десятку лучших на Дакаре и как-то раз занявшие первое место на одном из спецучастков, служат китайцам путеводной звездой. Смогли на боевом марафоне — справимся и в повседневности.

Пытаясь подытожить впечатления, вспомнил недавний разговор в Женеве с большой шишкой из VW Group. Топ-менеджер убеждён, что в ближайшие десять лет китайцы не представят немецким производителям никакой реальной угрозы. Тогда я кивнул, но, погостив у Хавейла, засомневался. «Корейцам» с «японцами» стоит поднапрячься. Только что власти КНР обнародовали план Made in China 2025. Главная цель — догнать по качеству производства германских конкурентов, используя их же индустриальные методики. Все силы брошены на то, чтобы стать мировым производственным локомотивом. Признаться, прежде я думал, что никогда не стану владельцем китайского автомобиля. Теперь — не уверен.

Паспортные данные

МодельHaval H2Haval H6Haval H6 CoupeHaval H8Haval H9
Кузов
Тип кузовауниверсалуниверсалуниверсалуниверсалуниверсал
Число дверей/мест5/55/55/55/55/7
Длина, мм43354649454948064856
Ширина, мм18141852183519751926
Высота, мм1695 (по антенне)1710–1727 (по рейлингам)170017941900
Колёсная база, мм25602680272029152800
Колея передняя/задняя, мм1525/15201565/15651565/15651647/16491610/1610
Снаряжённая масса, кг15951650176922052325
Полная масса, кг19852240Нет данных27502850
Объём багажника, л300–890808–1216400–1146Нет данных112–747–1457
Двигатель
Типбензиновый с турбонаддувомбензиновый с турбонаддувомбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувомбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувомбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположениеспереди, поперечноспереди, поперечноспереди, поперечноспереди, продольноспереди, продольно
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд4, в ряд4, в ряд4, в ряд
Число клапанов1616161616
Рабочий объём, см³14971497199719671967
Макс. мощность, л.с./об/мин150/5600150/5600194/5200–5500218/5500218/5500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин210/2200–4500210/2200–4500315/2400–4000324/2000–4000324/2000–4000
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, шестиступенчатаямеханическая, шестиступенчатаямеханическая, шестиступенчатаяавтоматическая, шестиступенчатаяавтоматическая, шестиступенчатая
Приводподключаемый полныйподключаемый полныйподключаемый полныйподключаемый полныйподключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPhersonНет данныхнезависимая, пружинная, двухрычажнаянезависимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажнаянезависимая, пружинная, двухрычажнаяНет данныхнезависимая, пружинная, многорычажнаязависимая, пружинная, пятирычажная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковыедисковые вентилируемыедисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозадисковыедисковыедисковыедисковыедисковые вентилируемые
Шины235/50 R18245/40 R18Нет данных235/60 R18265/65 R17
Дорожный просвет, мм184180170197206
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/чНет данных180190180180
Время разгона с 0 до 100 км/ч, сНет данныхНет данныхНет данныхНет данныхНет данных
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл10,411,9Нет данныхНет данных14,1
— загородный цикл7,37,5Нет данныхНет данных9,5
— смешанный цикл8,49,19,2Нет данных12,1
Норма токсичностиЕвро-5Евро-4Евро-5Евро-5Евро-5
Ёмкость топливного бака, л5558Нет данных8580
ТопливоАИ-95АИ-95АИ-95АИ-95АИ-95

Техника

Точное число двигателей Хавейла назвать сложно: минимум — пять, но ещё несколько на подходе. Для моделей Н8 и H9 приготовлены рядные «битурбошестёрки» 3.0: бензиновая GW6K30G развивает 333 л.с. и 480 Н•м, дизельная GW6K30D — 313 л.с. и 650 Н•м. Им полагается восьмиступенчатый «автомат», который позднее распространится на все модели вместо шестидиапазонного. «Роботы» с двумя сцеплениями пока упоминаются только в контексте H6 Coupe. Для России на данный момент актуальны «турбочетвёрки» 1.5 (150 л.с, 210 Н•м) и 2.0 (218 л.с., 324 Н•м), работающие в паре с шестиступенчатыми ручными и автоматическими коробками.

Механические коробки передач Great Wall делает самостоятельно, а остальные закупает на стороне. «Автоматы» поставляет немецко-китайская компания ZF Shanghai Steering Systems, «роботы» с двумя сцеплениями — немецкая фирма Getrag. В Хавейле уверяют, что ведут собственные разработки, однако оговариваются: в использовании чужих коробок ничего зазорного, так делают почти все.

Гибридный модуль с электрическим полным приводом — перспективная платформа компании Great Wall. Спереди ДВС мощностью 224 л.с., сзади — тяговый электромотор (87 кВт, 195 Н•м). Ещё один движок (15 кВт, 50 Н•м) работает как стартер-генератор, ёмкость литиевой батареи — 12,4 кВт•ч. Суммарная отдача — 263 кВт (357 л.с.). На электротяге такой гибрид проезжает 52 км. О его серийном будущем пока молчок.

Haval и Great Wall в России

А как будет выглядеть новый завод в Тульской области, в индустриальном парке «Узловая»? Такого размаха, как в Китае, там, конечно, не будет — масштаб скромнее на порядок. На площади 200 гектаров появятся цеха штамповки, сварки, окраски, сборки и производства запчастей. Примерно 2500 человек будут выпускать от 80 000 до 150 000 машин в год. Строительство предприятия должно начаться этим летом. Первый камень в фундамент уже заложен.

Глава GWM Вэй Цзяньцзюнь и губернатор Тульской области Владимир Груздев договорились полюбовно. Китайцы получили от региональных властей налоговые льготы на десять лет и готовы инвестировать в проект 18 млрд рублей.

Между тем в России дела у Грейт Уолла идут не очень. Доля рынка едва превышает полпроцента. По итогам первого квартала этого года продажи упали почти на 67%. Заметим, что в 2014-м в России модели Hover H3 и H5 заняли второе место по продажам в сегменте среднеразмерных внедорожников (11 600 автомобилей)...

Сегодня самая доступная модель GWM в России — кроссовер M4 ценой от 660 000 рублей. За Н3, Н5 и Н6 нынче просят от 840 000 до 870 000. Машины с марта прошлого года методом мелкоузловой сборки выпускают на заводе в Липецкой области, в посёлке Гжель.

На родине GWM совсем другой коленкор. В 2014 году общий объём продаж Грейт Уолла составил 733 000 машин: 520 000 — кроссоверы, из них 429 300 — Хавейлы. В корпорацию входят более 30 фирм, общая стоимость активов — более 60 млрд юаней, чистая прибыль за прошлый год — 8 млрд. Чтобы в 2015-м заработать больше, Haval как независимый бренд выходит на рынки России, Австралии, Южной Америки и Ближнего Востока с перспективой стать «SUV-экспертом мирового класса» и «глобальным SUV-лидером».

За кадром

Haval выпускает брендированную одежду, ножи, часы, сумки, кружки... Вот фанатам-то радость! Самое милое дело — это модельки машин (наиболее крупные в масштабе 1:18). Копии отличаются тонкой проработкой деталей: открываются все двери, капот и багажник, руль поворачивает колёса, складываются боковые зеркала... Приятные автомобильчики, однако цены кусаются (500–600 юаней, или от 4000 рублей). С кроссоверами в масштабе один к одному в России может cлучиться схожая история. Жаль, если так.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...