Мечтаем о безопасном движении с прототипом ZF Vision Zero

Леонид Попов, . Фото: ZF, insideevs.com

Необычный автомобиль и все сопутствующие разработки были представлены журналистам на полигоне близ Вены. Широкой публике компактвэн немцы покажут на автосалоне во Франкфурте в сентябре.

Крупный поставщик автокомпонентов ZF построил прототип Vision Zero, в котором внедрил целую россыпь технологий, связанных с безопасностью, комфортом и экологией. Это и различные новые ассистенты, и аварийные системы, и автопилот, и электропривод, и ещё несколько разработок. Перекроенный снизу доверху Volkswagen Touran — это мечта ZF о мире транспорта с нулевым выхлопом и без ДТП. Отсюда и название автомобиля, и девизы Zero emissions и Zero accidents, начертанные на бортах прототипа.

Установка заднего модуля подвески и электропривода на Touran показывает, что проект ZF легко адаптировать не только к новым, но и к уже выпускаемым моделям, при этом требуются минимальные изменения в их конструкции.

В передней части Турана вместо ДВС разместилась крупная литиевая батарея, а сзади немцы полностью поменяли подвеску. Вместо штатной начинки компактвэн получил блок ZF mSTARS (modular Semi-Trailing Arm Rear Suspension): модульную заднюю подвеску на косых рычагах с интегрированными электроприводом и активным рулевым управлением задней осью AKC (Active Kinematics Control), которое может быть задействовано для повышения как маневренности, так и устойчивости.

Модульный задний мост включает в себя подрамник, подвеску, электромотор мощностью 150 кВт (204 л.с.), редуктор и дифференциал, полуоси, блок силовой электроники, рулевой механизм со своим электроприводом. Всё это упаковано в довольно компактный узел.

Ассортимент компонентов шасси пополнился системой демпфирования sMOTION. Она обладает встроенным в каждую подвеску насосом, способным создавать дополнительное усилие на штоке амортизатора в том или ином направлении. Тем самым амортизатор превращается из пассивного устройства, только гасящего колебания, в активное, умеющее точнее отрабатывать неровности и снижать раскачку кузова по сигналам управляющей электроники.

Среди прочего, компания показала активный электромеханический стабилизатор поперечной устойчивости ERC, подавляющий крен за счёт встроенного 48-вольтового электромотора (он прикладывает к подвеске момент до 1400 Н•м), и электрогидравлическую подвеску eLEVEL с плавным выравниванием уровня кузова.

Все активные узлы в подвеске умеют работать согласованно с полноуправляемым шасси и системами помощи водителю. По замыслу разработчиков, это способствует повышению устойчивости машины, в том числе на скользкой поверхности, а значит, играет на пользу безопасности.

Перечисленные системы, от электропривода до активных компонентов шасси, по мнению конструкторов ZF, весьма пригодятся в автомобилях, оснащёнными полными или частичными автопилотами, различными системами аварийного управления. Тут ZF работает в кооперации с несколькими партнёрами, разрабатывающими радары, лидары и стереокамеры, блоки с искусственным интеллектом. Причём у ZF есть несколько своих любопытных идей.

Оснащённый автопилотом Vision Zero также связан с облачным сервисом, который способен выполнять много полезных функций. Например, одна машина, зафиксировавшая на дороге крупную яму, может отправить в сеть её координаты, и все другие, следующие тем же маршрутом, заранее будут знать об опасности и вовремя объедут препятствие.

Одна из интересных новых систем — Driver Distraction Assist, контроль за вниманием водителя. Это камера (в данном случае с лазерной подсветкой), работающая даже в темноте и направленная на человека. Она определяет положение не только глаз, но всей головы. Если электроника видит, что водитель не смотрит на дорогу, то в салоне раздаётся звуковой сигнал, на приборке вспыхивает предупреждение.

Компьютер определил, что водитель отвлёкся. Обратите внимание на придумку, уже показанную ранее: крохотный информационный экранчик на ободе рулевого колеса.

Одновременно компьютер затягивает ремень безопасности и сам включает режим автоматического удержания на полосе. Если и после этого водитель не реагирует на предупреждающие сигналы, то автомобиль постепенно сбавляет ход и далее, соблюдая меры предосторожности, уходит вправо и при первой возможности останавливается в безопасном месте.

В автономном режиме автомобиль может объезжать препятствия и выбирать подходящую для остановки площадку.

Ещё компания показала замок ремня безопасности, который выдвигается вверх при установке детского кресла, что облегчает пристёгивание и оптимизирует работу ремня.

Система Wrong-way Inhibit предотвращает езду по встречной полосе, когда водитель непреднамеренно ошибся на транспортной развязке, а также выезд на закрытые съезды. Она ориентируется по высокоточным картам в сочетании со знаками и разметкой и активируется, едва только водитель начал поворачивать руль в неправильную сторону из-за дезориентации или усталости. На первом этапе электроника включает световое и звуковое предупреждение, вибрацию ремня безопасности, а также увеличивает сопротивление на ободе рулевого колеса.

Комплекс Wrong-way Inhibit начинает работать ещё до неправильного съезда и старается максимально обезопасить водителя и других участников движения уже после свершения человеком ошибки.

Если водитель всё же свернул в неверную сторону, электроника берёт управление на себя, сдвигает машину к внешнему краю дороги, замедляет ход и останавливает автомобиль, включая при этом «аварийку» и ближний свет фар. Покинуть потенциально опасную зону остановки после этого можно либо задним ходом, либо вперёд, если электроника определит, что там безопасно.

По данным организации Allianz Zentrum für Technik, каждое десятое серьёзное ДТП происходит из-за отвлечения водителя. Что касается выезда на встречную полосу магистрали на развязке, то, по информации клуба ADAC, только в 2016 году в Германии случилось двенадцать смертельных аварий по этой причине. Автоматика может предотвратить такие происшествия.

«Нулевой аварийности и нулевых выбросов можно добиться только в том случае, если все автомобили станут электрическими, автономными и объединёнными в одну сеть. Мы прилагаем все усилия, чтобы сделать это возможным, — заявил доктор Штефан Зоммер, председатель правления ZF Friedrichshafen AG, комментируя ассортимент разработок, показанных в Австрии.

Будущие транспортные средства с автопилотом смогут точнее корректировать своё поведение, обмениваясь данными между собой и с инфраструктурой при помощи связи Car2X на базе сетей 5G, полагают в ZF.

Специалисты компании пояснили, что в идеале системы безопасности должны быть комплексными, работающими в полном согласии с обстановкой, движением других машин, работой дорожных служб и так далее. Аналогично и внутри автомобиля комплексный подход, подразумевает взаимодействие между собой всех отдельных устройств активной и пассивной безопасности, способных снизить риск аварии или уменьшить тяжесть её последствий.

По замыслу авторов, приложение Dashboard пригодится операторам автобусных и грузовых парков, а также сетям каршеринга и такси. Мы помним, кстати, что в перспективе такие сети могут быть оснащены автономными машинами (опытов уже хоть отбавляй).

Возвращаясь к нулевым выбросам, фирма показала ещё одну разработку: телематическое бортовое устройство Openmatics и веб-приложение Dashboard, позволяющее оператору автопарка не только отслеживать положение машин, но и их загруженность, а в электрокарах — уровень заряда. Это позволяет планировать маршруты, исходя из имеющегося запаса хода, высылать клиентам наиболее подходящие под их запрос (пункт назначения) автомобили, а также оптимизировать общий расход энергии таким парком.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...