Lada 4x4. Доктор технических наук П.М. Прусов родился 6 января 1942 года в селе Зубки Витебской области Белорусской ССР. До института учился в техникуме механизации сельского хозяйства, проходил военную службу, в том числе в составе группы советских специалистов, занимавшихся разминированием алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ.

Скончался создатель Нивы Пётр Михайлович Прусов

Эмиль Вернер, . Фото Дениса Изотова и АвтоВАЗа

Доктор технических наук П.М. Прусов родился 6 января 1942 года в селе Зубки Витебской области Белорусской ССР. До института учился в техникуме механизации сельского хозяйства, проходил военную службу, в том числе в составе группы советских специалистов, занимавшихся разминированием алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ.

В этом году 5 апреля классической Ниве, которая сейчас именуется Lada 4x4, исполнится 40 лет. И как жаль, совсем немного не дожил до этого юбилея отец Нивы Пётр Михайлович Прусов, скончавшийся 19 марта 2017 года. Будущий инженер ещё только учился в Запорожском машиностроительном институте, когда в 1969-м тогдашний главный конструктор Волжского автомобильного завода Владимир Сергеевич Соловьёв озвучил мысль о разработке комфортной модели повышенной проходимости для сельской местности. Прусов пришёл на ВАЗ в 1970-м, а через два года его назначили ведущим конструктором проекта ВАЗ 2121. Нива стала первым в мире внедорожником с несущим кузовом, а общий тираж на данный момент составил более 2,5 млн машин, из которых свыше 500 тысяч отправлено на экспорт.

На пенсию Прусов вышел в марте 2003 года, но связь с родным заводом не обрывалась до последнего. Например, с 2007-го по 2017-й Пётр Михайлович трудился ведущим инженером-конструктором отдела омологации управления проектирования ОАО «АвтоВАЗ», а также советником вице-президента по персоналу и социальной политике предприятия.

Первые ходовые образцы вазовцы построили в 1972 году, а в 1974-м в Тольятти выпустили первую партию из 15 предсерийных машин. Позже к ним добавились ещё 50 автомобилей, которые прошли полный цикл дорожных испытаний, включая пробеги на Урал и Предуралье. В апреле 1977-го 80-сильный внедорожник ВАЗ 2121 Нива, оснащённый постоянным полным приводом, двухступенчатой раздаткой и блокировкой межосевого дифференциала, встал на конвейер. И в том же году пришлось корректировать ежегодный производственный план ― с 25 000 до 50 000 машин. В последующие пару лет выпуск был увеличен до 70 тысяч машин в год, в основном за счёт популярности Нивы за рубежом.

Несмотря на растущие объёмы производства, первые годы жизни Нивы нельзя назвать ванильными. Высокий расход топлива, маленький багажник и завышенная цена (9000−10 300 рублей с 1977-го по 1984-й) ощутимо сдерживали спрос на внедорожник. Кардинально ситуация изменилась в 1985 году, когда вазовцы снизили цену на 15%.

После проекта ВАЗ 2121 карьера Петра Михайловича пошла в гору. С 1978-го по 1983 год он работал начальником отдела общей компоновки управления главного конструктора ВАЗа, а в 1983−1988 годах ― заместителем начальника управления главного конструктора. На протяжении 10 лет, с 1988 по 1998-й, Прусов был начальником управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса вазовского НТЦ, а в 1998-2003-м отец Нивы работал на должности главного конструктора ОАО «АвтоВАЗ». Пётр Михайлович принимал непосредственное участие в разработке моделей ВАЗ 1111 Ока, 2110, Samara 2, 2123 и Lada Kalina.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Каталог машин


Комментарии

Загружаем комментарии...