Фирма Williams построила универсальную платформу

Леонид Попов, . Фото: Williams и компаний-производителей

Проект включает в себя шасси, батарейный блок, электромоторы, трансмиссию и силовую электронику, упакованные в плоскую конструкцию.

Компания Williams Advanced Engineering, дочерняя структура формульной «конюшни» Williams, надумала применить свой опыт в области технологий лёгких материалов для создания электрокара. Вернее, она предложила заинтересованным партнёрам готовое решение: модульную платформу. Именно в таком виде, как голую «тележку» под названием FW-EVX, британцы представили разработку на прошлой неделе на шоу Cenex Low Carbon Vehicle в Милбруке.

В платформе FW-EVX предусмотрены детали, поглощающие энергию удара. Конструкторы даже подумали об аэродинамической эффективности системы охлаждения батареи: воздух для неё подаётся через пороги.

Буквы FW традиционно несут в обозначении формульные болиды Вильямса, а значение EVX расшифровать несложно. Речь идёт об экспериментальном электромобиле. Естественно, основу конструкции составляют преимущественно алюминиевые сплавы, плюс композиты. В частности, фирма применила новый процесс построения трёхмерных структур из плоских деталей, так получился лёгкий экзоскелет для батарейного модуля.

Ещё одна изюминка проекта: подвески на композитных поперечных рычагах, которые на 40% легче алюминиевых.

В платформе установлены три электромотора YASA P400 мощностью по 160 кВт (217 л.с.) каждый. Один такой мотор размещён на передней оси и два — на задней. Тяга на колёса передаётся через лёгкие и компактные редукторы, созданные известной трансмиссионной фирмой Xtrac. При этом на задней оси предусмотрена возможность векторизации тяги. Комбинированная мощность платформы достигает 480 кВт (653 л.с.). Используется 800-вольтовая сеть.

Передний электромотор приводит колёса через обычные зубчатый редуктор и дифференциал (слева). Задняя трансмиссия рассчитана на раздельную передачу тяги от правого и левого моторов (справа). Однако тут возможно и подсоединение одного двигателя с подачей крутящего момента на полуоси через дифференциал.

Платформа от Вильямса в представленном варианте весит 955 кг. Не так уж много, учитывая колёсную базу в 2800 мм. Основа включает в себя литиево-ионные ячейки от LG суммарной ёмкостью 80 кВт•ч. По оценке разработчиков, построенный на этой основе электромобиль с массой 1750 кг мог бы проходить на одной зарядке 552 км в цикле NEDC. Как поясняет Williams, платформа лучше всего подходит для мощных электрокаров с небольшим тиражом, однако вполне применима в качестве основы для массовых моделей. Тут можно варьировать размеры аккумулятора, тип привода и число электродвигателей. Добавим, что на открывающемся завтра автошоу во Франкфурте будет показан другой нетривиальный проект, получивший ряд технологий из Формулы-1, — гиперкар Mercedes-AMG Project One.

Бонус

Сама идея готовой электрической платформы под любой кузов далеко не нова. К примеру (слева направо), с такой долго возился концерн GM (концепт Autonomy и последователи). С универсальной же «тележкой» пыталась завоевать рынок американская фирма Trexa, и по такой схеме был создан крохотный электрокар Weez. Похожие принципы (хотя кузов тут не отделяется) заложены в модульной платформе Volkswagen MEB, экспериментальной «тележке» от JLR или американской конструкции Tabby Evo.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...