Промо: Поезд метро «Москва 2020» — технологии из России

. На правах рекламы*

Заходя в вагон, каждый из нас мало задумывается о том, сколько сил и времени уходит на создание одного поезда метро. Метропоезд воспринимается нами скорее как цепочка из вагонов, которая перемещает нас из точки А в точку Б, от станции к станции. Однако новые поезда «Москва 2020» ассоциируются скорее с комфортом и инновациями, чем с банальным передвижением. Как и где производят самый современный поезд московского метро, который взял приз в конкурсе Red Dot Award: Product Design 2021 за лучший дизайн в категории «Поезда и самолеты», — расскажем в этом материале.

Завод в Мытищах

Вагоны нового поезда «Москва 2020» производят на заводе АО «Метровагонмаш» (входит в «Трансмашхолдинг») в Мытищах, в 5 км от МКАДа. Территория размером 80 Га вмещает в себя несколько впечатляющих по размеру цехов и площадку для тестирования новых поездов. К слову, здесь производят не только «Москву 2020», но и другие модификации поездов, например, «Москву 2019» для Азербайджана и Узбекистана, модификации для Казани, поезд метро для Самарского метрополитена, а также железнодорожный транспорт – рельсовые автобусы РА-3 «Орлан».

Попадая на территорию, словно оказываешься в другом мире: чистые дорожки, покрашенные бордюры, симпатичные таблички, памятники, клумбы и феноменальная тишина. А на самом деле в цехах кипит жизнь: там собирают будущие поезда, работают люди и роботы.

Главный цех сборки вагонов «Москва 2020»

Прессово-заготовительный цех

Цех, в котором начинается история каждого вагона. Здесь изготавливаются детали, из которых в дальнейшем в кузовном цеху собирается кузов. Когда попадаешь сюда, возникает ощущение магии: для создания одного поезда используются тысячи элементов разных форм и размеров.

Так выглядит прессово-заготовительный цех

В цеху работают не только люди, но и роботы. Они вырезают детали для будущих вагонов с помощью лазера. Большинство этих помощников спрятаны в специальных стендах, наблюдать за их работой можно только через небольшие технические окна. Процесс идет безостановочно.

Часть работ выполняют роботизированные станки

Создание деталей для вагонов метропоезда

Цех изготовления кузовов

Готовые детали попадают в кузовной цех, где рабочие собирают кузов будущего поезда. Здесь организован небольшой конвейер на три поста. Каждый вагон состоит из рамы, боковины и крыши, все эти элементы соединяют сваркой на специальных стендах. Крышу и боковину, например, варит робот. Благодаря лазерной сварке удалось добиться того, что при дальнейшем шпатлевании и окрашивании кузова используется минимальное количество расходных материалов.

Сварку элементов крыши кузова делает робот

Сварщик выполняет швы, к которым не может добраться «рука» робота

Дальше на специальном стенде собирается так называемая «коробочка» — основа вагона: сначала закладывают раму, потом ставят две боковины, накрывают крышей, а затем идет обварка кузова. После этого кузов перемещается на следующую позицию, где происходит доварка и его зачистка. Далее кузов опускается на тележки и перемещается на следующую позицию. После происходит зачистка сварных швов и подготовка кузова к сдаче отделу технического контроля. Такой конвейер позволяет собирать кузова потоком, без остановки. В целом, использование роботизированного комплекса лазерной сварки и изготовления каркасов боковин вагонов увеличило производственную мощность цеха до 600 кузовов в год.

После сварки кузов следующий этап – дробеочистка: с помощью этого процесса специалисты увеличивают адгезию — так называемое сцепление между металлом и будущим слоем краски.

Дождевальная камера, где вагон проверяют на герметичность

После окраски кузов попадает в дождевальную камеру, в которой мастера закрывают дверные проемы, переходы и другие отверстия специальными заглушками и проверяют швы на герметичность. Камера представляет собой туннель с тысячей форсунок, из которых поступает вода по принципу тропического дождя. В это время внутри вагона находится мастер, который отмечает места протечек, если такие есть. Итогом этих операций должен стать идеально герметичный кузов, через который не просочится ни капли воды. Когда кузов готов, его отправляют на главный сборочный конвейер.

Сборочный цех

В сборочном цехе находятся семь постов. Именно в этот цех каждый день заходит два новых кузова, и отсюда выходят два готовых вагона поезда. Особенность работы этого цеха, как и всех цехов завода, в том, что специалисты обучены смежным специальностям, и в случае, если кто-то из рабочих уходит в отпуск или заболевает, другой сможет заменить его на посту, так как владеет всеми операциями.

Главный сборочный цех: общий план

Главный сборочный цех: сиденья готовы к монтажу

Для сборки используются комплектующие российского производства, которые по качеству не уступают европейским конкурентам. Рядом с каждым постом установлена так называемая визуализация: на полу размещены фотографии всех деталей, которые участвуют в сборке непосредственно на данном посту. Это ускоряет работу и, конечно, добавляет порядка в сборочный процесс. 

Пример визуализации: фотография каждой детали есть на полу

На первом посту рабочие устанавливают окна, полы, части дверных механизмов, а также начинают монтаж электрооборудования. Так как в вагоне много цифровой техники — например, мониторы и видеокамеры, то уже на этом этапе надо учесть все, что касается прокладки кабелей. Все эти операции в одном вагоне занимают восемь часов, после этого он попадает на второй пост.

Пост №1: установка базовых деталей в будущий вагон поезда

На втором посту вагон поднимают на специальные высокие тележки, чтобы одновременно работать и внутри вагона, и под ним. Мастера устанавливают трубы пневматики, кондуиты, настилают линолеум, а также продолжают монтаж кабелей для цифровой техники.

На третьем посту вагон начинает обретать узнаваемый внешний вид: рабочие устанавливают дверные механизмы и двери, компрессоры, завершается монтаж электропроводки всего вагона.

Работа над внешними элементами вагона

Пост №2: информационный стенд

Детали готовы к монтажу. На каждом посту идеальный порядок

На четвертом и пятом посту вагон продолжает стоять на высоких тележках, а рабочие завершают работу над интерьером, устанавливают мониторы, сиденья, поручни, асинхронный привод, с помощью которого поезд движется по рельсам.

Пост №5: установка интерьера вагона

Монтаж системы вентиляции

На шестом посту проверяют установленные детали и изоляцию. На седьмом — опускают вагон на штатные тележки и сдают заказчику.

Пост №7: здесь вагон проверяет заказчик, после чего готовая продукция выходит на испытания

После того, как заказчик принимает вагон, последний вновь поступает в дождевальную камеру, где мастера уже проверяют на герметичность все установленные узлы: двери, окна, кондиционеры. По завершении этого этапа вагон отправляют в контрольно-испытательный отдел. 

Сначала будущая часть состава проходит стационарные испытания, специалисты проверяют, все ли в порядке. Затем вагон выезжает на небольшую ветку и проходит 30 км пути. Это расстояние позволяет проверить все системы в движении, динамику работы вагона: набор скорости, торможение и работу внутренних элементов уже на ходу.

Готовые вагоны ждут будущих испытаний

За первой обкаткой следует вторая: вагон ставят на пути с контактным рельсом. Здесь ему предстоит проехать 300 км. Если все системы работают идеально, вагон сдают в эксплуатацию, и он выйдет на маршрут уже с пассажирами.

«Москва 2020»: энергоэффективный, удобный и экологичный

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Вадимович Янков:

«USB-зарядками в транспорте сейчас уже не удивишь. Их стало больше, но это не самое важное. Самое важное – изменение в конструктиве, что у нового поезда стали шире двери и межвагонные переходы. В связи с этим немного изменилась компоновка сидений: в целом сидений стало меньше, что удобнее для пиковых часов, когда люди ездят стоя. В целом, конечно, благодаря увеличенным межвагонным проемам люди меньше толкаются, больше возможности пройти, там спокойно расходятся два человека. Я ездил в новых поездах и проверял: двери и проемы действительно стали шире. Конечно, всегда приятно и нравится, когда подъезжает новый поезд».

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

Российское транспортное машиностроение, особенно в сегменте, который касается пассажирских вагонов, в последние годы вышло на хороший европейский уровень. Это касается всей рельсовой триады: электропоезда, метрополитен, трамваи. Все эти виды транспорта в России делаются очень на хорошем современном конкурентоспособном уровне.

Для современных вагонов метрополитена, электропоездов, трамваев важно учесть простые вещи: во-первых, они должны быть энергоэффективными, потому что в силу производства они потребляют много энергии, она недешевая. Все технологии, которые улучшают энергетику этого вида транспорта, — это самое важное, этим занимается весь машиностроительный мир.

Во-вторых, вагон должен быть комфортным, приемлемым для потребителя, потому что городской пассажир избалованный. Он будет стоять в пробке, но в «ведро с гайками» он не сядет. Это не просто чье-то эмоциональное высказывание, это социологический факт. Если мы хотим этого пассажира привлечь в общественный транспорт, сам транспорт должен обладать очень серьезными потребительскими качествами: комфортом, эстетикой, в таком вагоне должно быть приятно, красиво, иначе пассажир будет стоять в пробке, но туда не сядет. Поэтому специалисты много работают над дизайном современных вагонов.

В-третьих, вагон должен быть адаптирован к современным требованиям путевого хозяйства, и современного цифрового управления. Он должен быть встроен в технологии 21 века.

То, что в России делают такую продукцию — это очень положительная история, которая решает массу вопросов. С одной стороны, это та самая высокотехнологичная сфера с качественными рабочими местами, о которой говорил и президент РФ.

С другой стороны, экология города. Наша электрическая триада — метро, трамваи, электрички — экологически чистая. Если мы хотим получить чистый город, мы должны привлечь в транспорт максимальное количество горожан. И мы решаем задачи и проблемы чистого города, и конечно, базовые проблемы, для чего нужен любой транспорт - чтобы возить людей. Эти вещи концентрируются в образе одного современного вагона поездов «Москва 2020».

На правах рекламы*.

* Редакция Драйва не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.

Поделиться
Лайкнуть
Отправить