BMW › KUNST! Смотрим, что внутри музея и мира BMW

Влад Клепач,

На переднем плане — комплекс BMW Welt. По другую сторону шоссе от него — головной офис компании в виде четырёх цилиндров с примыкающим к нему зданием музея.

В апреле 2004 года «чаша» музея BMW закрылась для посетителей. Ещё бы — здание было построено в 1973 году, и с тех пор история BMW успела многократно обогатиться. Настолько, что экспозиция скорее напоминала склад комиссионных машин. Ясно стало: площади нужно расширять, а сам музей строить заново. На это понадобилось четыре года. По новой отстроенный комплекс открылся 19 июня 2008 года. Там я и побывал.

История — это сейчас важно. Lexus не может похвастаться победами в Формуле-1, автомобили Chery никогда не участвовали в гонке Mille Miglia. И это — оружие старых брендов, таких как BMW, в борьбе с агрессивными новичками. Но одной историей сыт не будешь: клиенту нужно показать, что он может взять здесь и сейчас. Так появился комплекс BMW Welt, расположенный через дорогу. Его строительство началось годом ранее реставрации музея — в 2003-м.

BMW Welt должен был открыться к началу чемпионата мира по футболу 2006 года, но строительство затянулось, и комплекс открылся для посетителей лишь в октябре 2007-го. Концептуально «Мир BMW» — это не просто огромный дилерский центр. В башне под названием «Два конуса» периодически проходят концерты, в местный ресторанчик люди ходят просто поужинать. Плюс множество всякой всячины.

С нового «Мира BMW» и начнём.

Так выглядит комплекс (а заодно и завод) с мюнхенской телебашни. На крыше здания BMW Welt установлено множество солнечных батарей. Все вместе они вырабатывают до 800 киловатт.

Вход, разумеется, бесплатный: ведь тут можно не только посмотреть, но и купить. Ежегодно в «Мире BMW» бывают более миллиона человек. В два с половиной раза больше, чем посетителей музея.

Внутри BMW Welt огромен. Тут представлен не только весь модельный ряд компании (он есть в шоу-руме любого дилера), но и много чего другого.

Например, можно прокатиться на новенькой (или старенькой) BMW по гоночной трассе — виртуальной. Можно сконфигурировать свой автомобиль, не отходя, так сказать, от кассы — прямо на большом проекционном экране. Или пощупать все варианты отделки салона, которые только бывают у компании.

Тут же — «волшебный» шарик, никогда не падающий с бегущего колеса, и чуть ли не каждая деталь мотора BMW в разрезе: например, блок двигателя, отлитый из алюминиевого и магниевого сплавов. Наконец, можно послушать звук мотора. Хромированную скульптуру, стилизованную под выпускную систему, постоянно протирают до блеска. Сколько раз ни возвращались к ней, её обязательно кто-то тёр.

Машины, стоящие на пандусе, уже куплены. Там проходит торжественная процедура вручения ключей владельцам: успевают выдавать примерно по 45 тысяч автомобилей в год. Сегодня тут почти сплошь купе M3.

Не купив ни одной BMW, я решил переправиться на другую сторону — в мир истории компании.

Хотя музей по-прежнему располагается в знаменитой «чаше» у подножия «четырёх цилиндров» штаб-квартиры баварцев (правда, лишь частично), внутри всё здорово изменилось. Площадь увеличилась в пять раз, до 5000 квадратных метров. Вполне достаточно для 120 экспонатов. На стенах — светодиоды и проекции, кругом — стекло и металл. Полный хай-тек.

В первом экспозиционном зале нет автомобилей. Тут — знаменитая кинетическая скульптура, состоящая из множества стальных шариков, подвешенных к потолку на лесках. Каждый шарик может двигаться вверх-вниз независимо от остальных. Невооружённым глазом лески практически не видны, и зрелище, как маленькие кусочки металла выстраиваются в причудливые формы, завораживает. Я провёл в этой комнате около 10 минут, а после наведался ещё раз. Живи я в Мюнхене, каждый день ходил бы сюда медитировать.

Формульная страничка, в центре экспозиции — Brabham BT52 с мотором объёмом всего 1,5 л, но мощностью от 700 до 1300 сил! Тут же — различные формульные моторы BMW: от старых, которые во второй половине прошлого века ставились на болиды Lola, до самых современных. Их (и не только их) звук можно послушать с помощью наушников, висящих на потолке.

Баварцы — не рекордсмены по количеству побед в знаменитой итальянской гонке Mille Miglia. В абсолюте они побеждали там один раз — на этой BMW 328 Berlinetta Touring. С алюминиевым кузовом работы итальянского ателье Carrozzeria Touring, кстати.

BMW семидесятых в музее подвешены одна над другой...

А «семёрки» (и их предшественницы) гордо стоят шеренгой на паркетном полу.

Множество шильдиков — тоже скульптура!

Отдельный зал посвящён рекламе продукции BMW. Есть тут и ставший знаменитым плакат с надписью «Мерседес тоже может доставлять удовольствие от вождения». Да, немцы тоже умеют шутить.

BMW — не BMW без мотоциклов. Двух- и трёхколёсным гоночным ракетам посвящён отдельный зал.

А это зал дизайна. Тут стоит пластилиновый макет купе BMW первой серии в натуральную величину. Такие используются во время разработки внешности машин. На стенах — тысячи фотографий рабочего процесса.

Шикарный родстер BMW 507 с алюминиевым кузовом, представленный в 1955 году как соперник мерседесовскому 300 SL, имел мотор V8 объёмом 3,2 л (150 л.с.), с алюминиевым же блоком. Машина была очень дорогой (выпущено всего 252 штуки) и нынче является коллекционной редкостью: некоторые экземпляры оцениваются на аукционах в полмиллиона евро и более. Именно по мотивам модели 507 был сделан дизайн ещё одного дорогущего баварского родстера Z8, выпускавшегося с 2002 по 2003 год.

У каждого уважающего себя производителя мощных машин в истории найдётся что-то крылатое. У Porsche это, например, модели 935 и 936, у Мерседеса — 190E 2.5-16 Evolution II. А у BMW это болиды, такие как 320 и 3.0 CSL. Двигатель последней, кстати, в некоторых версиях развивал свыше 600 л.с.! Тут же — гоночные версии моделей 2000 Ti и M3 GTR.

Знаменитый концепт Z9 GT 1999 года — начало эры дизайна Криса Бэнгла.

А это — более ранний (и серийный) родстер BMW Z1, производившийся с 1989 по 1991 год. Для своего времени автомобиль был новаторским: пластиковые навесные панели кузова, тщательно продуманная аэродинамика, ксеноновые фары, многорычажная задняя подвеска. Мотор — рядная «шестёрка» объёмом 2,5 л (170 л.с.). Но машина получилась дорогой, и в итоге было сделано всего 8 тысяч штук.

И куда же без Изетты, коляски с моторчиком, которую баварцы выпускали по лицензии итальянской компании Iso SpA. В послевоенное время она была для многих чуть ли не единственной альтернативой хождению пешком. За это её и любили.

Возле надписи BMW M Power — M-версия купе шестой серии (E24) и, конечно же, центральномоторная гроза итальянских суперкаров. Модель M1 (3,5 л, 277 л.с.).

В этот день арт-кар BMW в музее был всего один — коллекция расписанных известными художниками машин часто «гастролирует». Этот BMW 3.0 CSL раскрасил Александр Кальдер (Alexander Calder).

Внутри «чаши» стоит концепт-кар BMW Turbo работы дизайнера Поля Брака. В хорошем состоянии, но залапанный азиатскими туристами, которые не смотрят на надписи «На подиум не залезать» и «Руками не трогать, кому сказали!». Надо же сфотографироваться на память.

Возле страшненького автобусоподобного концепта-недоразумения позировать тоже не стеснялись.

Спорный BMW X Coupe, показанный в 2001 году на автошоу в Детройте, провозгласил фирменный стиль Flaming Surfaces, разработанный под началом Криса Бэнгла. Хотя на самом деле дизайн серийного родстера BMW Z4 к тому моменту был готов, а концепт построили, чтобы застолбить за компанией стиль.

Автомобиль-эксперимент! BMW GINA (Geometry and functions In N Adaptions) была сделана ещё в 1999 году. Но не для того, чтобы шокировать посетителей мотор-шоу, а как раз для отработки нового стиля компании. Рассекретили её только в прошлом году. GINA была третьим «тканевым» концептом для внутреннего использования — первые два до сих пор засекречены. Обратите внимание: хотя сама машина смотрится ультрасовременно, колёса у неё — от BMW X5 первого поколения.

Концепт-кар Coupe Mille Miglia был сделан в 2006 году как подарок себе и напоминание о победе в 1940 году в этой гонке. Никаких вам изучений «реакции потенциальных покупателей», никаких планов на серийное производство. Просто взяли да построили.

Этот мир прошлого производит впечатление даже на тех, кто не то что автомобилями BMW — вообще машинами не интересуется. Так что будете в Мюнхене — обязательно заходите, тем более что билет стоит всего 12 евро.
Да, именно музей — это «Мир BMW», BMW Welt. И хотя он намного меньше и тут нельзя купить ни один экспонат, но чем бы была компания без всех этих смешных Изетт и крылатых купе CSL? Всё же важность истории трудно переоценить.

За кадром


В музее BMW мне удалось побывать почти сразу после его открытия — летом прошлого года. Но тогда я ездил в Мюнхен не по работе. Впрочем, менее актуальными его экспонаты за это время не стали. Это же история, в конце концов.
Комментариев пока нет
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.


Комментарии

Загружаем комментарии...