Изучаем секретные проекты дизайн-бюро Porsche за 15 лет

Михаил Петровский, . Фото и иллюстрации: Porsche, Autocar и архив редакции

Слово Vision в названии некоторых концептов можно перевести как «представление о...». Это не только проба перспективной модели, а, возможно, манифест целого стилистического направления. Ох, неспроста тизером к большому дизайнерскому вбросу Porsche выбран совсем свежий Vision Spyder.

Редкая автомобильная компания столь усердно эксплуатирует тему собственной истории, как Porsche. Вроде далеко не самый возрастной производитель, но без обращения к наследию отца-визионера или его ближайших наследников не обходится ни одна премьера. Прочно осёдлан классический тренд, одним из первых в индустрии у Porsche появилось собственное реставрационное подразделение. А заводской музей — не хуже, чем у фирм со 120-летней родословной.

На руку марке и умопомрачительный процент сохраняющихся в эксплуатации машин, и созданная энтузиастами мода на Porsche с воздушным охлаждением. Все эти фестивали Luftgekühlt, рестомоды и прочая, и прочая… Однако современной нам эпохе жидкостного охлаждения, совпавшей с разгоном массового потребления и обременённой социально-экологической ответственностью, не хватает славы. Поэтому одним из направлений деятельности Porsche становится производство духоподъёмных нарративов.

Михаэлю Мауэру 58. C 1986 года по 2000-й он работал в Даймлере. Прежде чем сменить на посту шеф-дизайнера Porsche старожила Харма Лагая в 2004-м, Мауэр успел побывать руководителем японской перспективной студии Мерседеса, а также главным стилистом марок smart и Saab.

Мультимедийный проект Unseen («невидаль»), о котором пойдёт речь сегодня, — пример того, как эффективно использовать в имиджевых целях побочку от разработки серийных автомобилей. Идея проста — выложить в Интернет и выпустить книжкой нереализованные дизайн-проекты прошлых лет. Причём того редкого сорта, что создаются в рамках перспективных исследований. Если верить шеф-дизайнеру Михаэлю Мауэру, давшему нам короткое вводное интервью, подобные работы вовсе не редкость в Вайсахе. Бюджета хватает, чтобы создавать до десяти абстрактных проектов ежегодно.

Vision Turismo 2016 года чуть моложе, чем Mission E, ставший Тайканом. Несмотря на решение строить электрокар, дизайнеры закончили модель четырёхместной заднемоторной машины с ДВС. Корма напоминает о нынешней Панамере и кроссоверах. Заглянуть бы в салон этого концепта!

К сожалению, нам не показали их все за те 16 лет, что Мауэр стоит у руля. Из раннего, так сказать, опубликована только приведённая ниже реинкарнация Porsche 906, датированная 2005-м. Затем следует пробел аж до 2012-го. Жаль: по моим прикидкам, опущен именно тот период, когда ковалась концепция начала 2020-х. Остаётся лишь гадать, почему гриф «секретно» не снят. Возможно, прогнозы оказались настолько неточны, что нам с вами было бы смешно их обсуждать. Либо же, напротив, что ни покажи — рискуешь засветить лишнее.

Для таких концептов, как Porsche 906, созданных с оглядкой в прошлое, выбрано обозначение Living Legend (живая легенда). Напишите в комментариях, если что-то отсюда, по-вашему, нашло воплощение в серийных продуктах.

Среднемоторный Porsche 906 образца 1966 года оснащался шестицилиндровым оппозитником 2.0 (210-220 л.с.), а также «восьмёрками» объёмом 2,0 л (260 «лошадей») и 2,2 л (270). Было выпущено 65 гоночных машин, допущенных на дороги общего пользования.

Если что, у Porsche нет отдельных инкубаторов перспективного дизайна в тёплых уголках земного шара, как это принято в индустрии. Вся работа идёт в швабском Вайсахе. Бюро находится на территории главного технического центра марки, что обеспечивает необычайно плотное взаимодействие креативщиков и конструкторов. Все варятся в одном котле. Более того, в штате дизайн-студии есть собственные инженеры, следящие за тем, чтобы даже самые смелые проекты обладали хотя бы минимальными техническими шансами на реализацию.

Структура дизайн-бюро традиционна: экстерьерный отдел, интерьерный, отдел работы с материалами, моделисты, скульпторы, технологи, инженеры и так далее. Всего более 120 человек. Unseen провозглашает их чуть ли не факелоносцами в тумане неясного будущего для всей компании.

Над перспективными разработками трудятся маленькие команды из четырёх-пяти человек, представляющие разные департаменты. Причём, как правило, каждый параллельно занят как на серийном проекте, так и на визионерском. Никто не препятствует консультациям с сотрудниками КБ серийных машин или GT-подразделения в соседнем Флахте. Это позволяет дизайнерам Porsche на ранних стадиях проекта создавать образы, мало меняющиеся по пути на конвейер.

Подход к перспективному дизайну по Мауэру. Сила творческой мысли открывает альтернативный путь в завтра. Вместо того чтобы строить прогнозы сегодня, можно перенестись в послезавтра и попытаться провернуть назад фарш придуманной истории.

Мауэр видит себя и своих подопечных этакими путешественниками во времени. Задача максимум — перепрыгнуть в послезавтра и оттуда оглянуться на день назад. Мол, чтобы создать продукт, актуальный через пять лет, нужно видеть на 10-15 лет вперёд или даже 20. Говорит, прежде чем создавать будущее, его надо продумать. Вот только среди представленных здесь концептов, хоть бы и датированных 2019 годом, я не вижу ни одного гиперпрогрессивного. Чего-то такого, что мне как человеку из 2020-го было бы трудно понять.

Наиболее радикальным образцом оказывается сервисный фургончик Renndienst 2018 года, который почему-то несложно представить в модельном ряду. Впервые у неспортивного будущего Porsche появляется реальное лицо. Водитель сидит по центру. Ну и логотип прозрачен по последней моде...

Экспериментальные образцы, включённые в программу Unseen, относятся к трём высшим формам жизни дизайн-проекта: пластилиновым и композитным макетам, а также ходовым прототипам. Начинаясь с эскизов и виртуальных моделей, наиболее жизнеспособные идеи становятся сначала моделями масштабными и только спустя несколько итераций — полноразмерными. Только так, говорят дизайнеры, можно по-настоящему оценить пропорции и составить представление об автомобиле как о законченном образе.

Пример пластилиновой модели в масштабе 1:1 — концепт Porsche 919 Street. Идея трансформировать лемановский прототип в мелкосерийный автомобиль без допуска на дороги общего пользования разбилась о сложность матчасти.

Чаще всего life-size модель (в натуральную величину) — это пластилиновая скульптура, покрытая специальной плёнкой, имитирующей крашеный кузов. Такие оцифровываются, фотографируются и, как правило, уничтожаются. Иначе никакого места не хватит, смеётся Мауэр. Воплощение же в виде жёсткого полноразмерного макета — билет если не в серию, то в бессмертную жизнь. Мэтр утверждает, что такие образцы Porsche хранит в запасниках.

Под влиянием Формулы-Е создан концептуальный электрический трек-кар с единственным посадочным местом. По задумке авторов, подобный электромобиль мог бы приблизить любителей кольцевого досуга к непередаваемым ощущениям самой прогрессивной дисциплины автоспорта.

Особняком стоят ходовые прототипы, создаваемые на опытном производстве. И среди рассекреченных материалов есть одна машина такого сорта, имеющая, судя по всему, непосредственное отношение к происходящему сегодня. Недавно фотошпионы выловили необычный заводской Porsche 911 серии 992 с увеличенным клиренсом во время ходовых испытаний. Журналисты немедленно нарекли его новой спецверсией Safari — в память о раллийных Каррерах конца 1970-х.

Помимо увеличенного на пять процентов профиля всех шин, передние 19-дюймовые колёса ещё и на сантиметр шире штатных. В остальном, не считая бутафорских расширителей арок, — Carrera как Carrera. Только воздуха под брюхом больше обычного. Фото: Stefan Baldauf/SB-Medien.

Так вот, ещё в 2012-м по тому же принципу был построен ходовой образец на основе дорестайлового 991-го. Даже в прессу просачивалась информация о нём, если вспомнить. Реализация, на мой взгляд, комична. Однако, несмотря на слегка колхозный вид, перед нами, возможно, наиболее близкая к воплощению работа из портфолио Unseen. Между прототипом Vision Safari и нынешней опытной машиной настолько прямая связь, что Михаэль Мауэр даже не пытается её скрывать. Только улыбается: не могу, мол, комментировать, но вы подождите.

Эка невидаль — кто только не обращался к теме вседорожных «девятьсот одиннадцатых»! Даже в новогоднем проекте Драйва был такой эскиз. Судя по юбилейной символике, Vision Safari готовился к 50-летию Porsche 911. Но в праздничную программу 2013-го приподнятое купе так и не попало.

Сочетание обычной выпускной системы от «эски», чудно́й защиты-диффузора и антикрыла а-ля GT3 без привычной «полки» под ним смотрится наивно. Автомобиль на раллийной подвеске не был ограничен двориком дизайн-центра, а был обкатан на гравийной части заводского полигона.

Чем дальше я думаю об идее кросс-купе на базе 911-го, тем симпатичнее эта концепция именно применительно к современному поколению 992 с его цифровым нутром. Хороший способ подстегнуть интерес к противоречивой машине за счёт нестандартно мыслящей аудитории. Кому как не Porsche сделать этакий новый Мегатрак. И хотя круглых дат вроде не предвидится (разве что отметить 35 лет победы на Дакаре в 1986-м), была б машина, а повод найдётся. Или я не знаю маркетологов Porsche.

Ещё одна вариация на ту же тему — Macan Vision Safari 2013 года с оригинальным трёхдверным кузовом. Правда, на этот раз дальше полноразмерного макета дело не пошло. Каркас безопасности в салоне — бутафория.

Отрадно, что на протяжении нескольких лет, судя по представленным фотографиям, разработчики Porsche последовательно развивают концепцию компактных и простых автомобилей. Кто-то из британских журналистов говорил, что спорткар сегодняшнего дня — это машина, способная дарить удовольствие на небольших скоростях. Я тоже считаю, что рецепт драйва в современных дорожных условиях подразумевает не тысячу лошадиных сил, а максимально честный бытовой интерактив. Уже упоминавшийся в самом начале прошлогодний Vision Spyder проповедует именно такую философию.

Мауэр утверждает, что цель концепта Vision Spyder 2019 года — проба нового стиля с вертикальной передней оптикой, а также попытка использовать видимую часть силовой структуры кузова в качестве элементов дизайна. Неужели Porsche собирается чертить свои машины по линейке?

Со времён фольксвагеновского концепта BlueSport ходят слухи о мини-Porsche с четырёхцилиндровым мотором. Попытка даунсайзить Cayman и Boxster закончилась возвратом к атмосферной «шестёрке», но, вполне возможно, неудачный опыт 718-х подготовил почву для появления новой входной модели. Это ещё одна многообещающая идея: рост вниз, на мой взгляд, заложен в ДНК марки и едва ли повредит её премиальному имиджу сильнее, чем нынешняя экономия на спичках в больших и гламурных Панамерах, Кайенах или Тайканах.

Спайдер с небольшим ДВС должен продолжить дело спартанца Porsche 550. Неспроста Vision Spyder несёт на кузове индекс 551. В середине 1950-х популярной гоночной машинке массой чуть более полутонны хватало полуторалитрового моторчика мощностью 135 сил, чтобы разгоняться до 240 км/ч.

В 2010-х дизайнеры Porsche участвовали в анонсированной Пиехом программе ультралёгкого спорткара XL Sport на основе углепластикового монокока. Правда, публично в 2014-м был показан только Volkswagen. И уже тогда было понятно, что дальше шоу-кара дело не пойдёт из-за прожорливого мотоциклетного мотора V2, отвечающего только нормам Евро-3. Благодаря сайту Unseen выясняется, что в 2013-м в Вайсахе создали собственный литровый концепт аналогичной архитектуры — 904 Living Legend, — и притом весьма ладный. По-моему, он тут просто лучший!

Своё название 904 Living Legend получил в честь успешного гоночного автомобиля середины 1960-х. Только имя в данном случае подобралось постфактум из-за внешнего и идеологического сходства двух спорткаров. А вы заметили, что дизайнеры Porsche были зациклены на таких выхлопных патрубках?

Были и попытки громоздить на маленькие машинки внушительные моторы. Взять, к примеру, показанный ниже концепт Le Mans Living Legend 2016-го. Пусть вас не смущает, что вдохновением для него послужил лёгкий четырёхцилиндровый Porsche 550, дебютировавший на кольце Ла Сарт в 1953 году. Проект на базе Бокстера предполагал использование гоночной V-образной «восьмёрки»! И хотя он замер на стадии полноразмерной пластилиновой модели, перед нами — важный этап развития дизайна спорткаров Porsche. Здесь мы впервые видим то решение задней части, которое впоследствии было реализовано в 911-м серии 992...

На одном макете Le Mans Livin Legend опробованы два разных варианта задних воздухозаборников: более функциональный с водительской стороны и исторический с пассажирской. Внизу — купе 550, но не из Ле-Мана, а из гонки Каррера Панамерикана под стартовым номером 154.

На рендере видно, что неуказанный автор задумал подъёмные двери с хитрой кинематикой, а компоновка задней части не подразумевала характерного для Каймана второго багажника. Удачно решение кнопки дверного замка со спрятанной в нише ручкой. Лучше так, чем выдвижные на 911-м.

Притом что, как я уже говорил, в секретных материалах Мауэра с компанией зияет семилетняя дыра, портфолио Unseen включает пару проектов, которые уже не являются тайной. Например, пластилиновый концепт 917 Living Legend успел наделать в интернете много шума, заняв место в экспозиции заводского музея. А изображённый ниже Bergspyder на основе Бокстера серии 981, созданный в 2014-м, показали в прошлом году. Драйв писал об этом мельком. Эффектный ходовой прототип с двигателем от Каймана GT4 и салоном а-ля супергибрид 918 — напоминание об успехах Porsche в горных гонках.

Основной особенностью оригинальных Бергспайдеров конца 1960-х был двухлитровый восьмицилиндровый оппозитник. Причём масса наиболее лёгкого 909-го (справа) не превышала 385 кг.

Уж не знаю, намеренно или же по ошибке, но в галерею старого Бергспайдера-2014 закралось изображение подобной же разработки на основе нового Бокстера с индексом 982. Смотрите ниже: число 85 рядом с центральной заливной горловиной говорит либо о каком-то юбилее, либо это просто буквы BS — Bergspyder. А особенный шарм машине придают гладкие бока без характерных для 718-х воздухозаборников. Да и комбинация приборов необычна: пять колодцев — отличительная особенность Porsche 911. Младшим положено только три циферблата...

Пасхалочка? Едва ли. Судя по криво установленному мотору, перед нами рабочий набросок, не предназначенный для глаз общественности.

Спрашиваю Мауэра, стоит ли рассматривать Unseen как попытку собрать этакую всемирную фокус-группу в поисках одобрения. Конечно, отвечает, нам будет полезно, если какие-то из демонстрируемых здесь концептов найдут поддержку широкой публики и прессы. Что ж, хороший, я считаю, способ генерировать обратную связь в условиях всеобщей изоляции и отмены автосалонов. Тем более что смотреть и обсуждать картинки мы все любим и умеем. Из галереи «Крупным планом» — прямиком в коменты.

Одним больше понравятся броские гиперкары и электроформула в «гражданке». Другим, как мне или, скажем, самому Мауэру, — всякая мелочь. Причём на тысячу таких зрителей, кому Unseen — просто весёлые картинки, найдётся один, способный проанализировать материал, подобно литературоведу, дорвавшемуся до черновиков знаменитого произведения. Думаю, нас ещё ждут интересные разборы увиденного. Вместе со мной в превью участвовал, например, погружённый в тему автодизайна Серёжа Знаемский из Авторевю.

Мне понравилась идея о пользе студенческих разработок. Дескать, любой опытный дизайнер обременён знаниями технологических ограничений, что подчас вредит свободе самовыражения. А молодёжь мыслит вне шаблонов, и ею зачастую усиливаются группы перспективного дизайна.

Porsche Vision 916 — пластилиновая модель электрокара с мотор-колёсами, созданная по эскизам неназванного практиканта в 2016 году. Индекс принадлежит экспериментальному среднемоторнику на основе 914-го с жёсткой крышей и шестицилиндровым двигателем.

В итоге меня смущают два момента. Во-первых, катастрофическая нехватка авторства. Unseen — идеальный повод познакомить аудиторию с маленькими героями большой индустрии. Увы, в автопроме так не принято, лицом проекта по традиции сделан руководитель-функционер. Не принижая заслуги Мауэра, сошлюсь на его же слова: у любой экспериментальной идеи есть конкретный инициатор. В основе большинства представленных здесь проектов — чьё-то любопытство, озарение. Чья-то «эврика!».

Маловато внимания в этот раз уделено наиболее кассовым для Porsche направлениям. Ни тебе футуристичных кроссоверов, ни послезавтрашних Панамер. Даже о 911-м почти не вспоминают — Safari не в счёт. Взгляду в будущее в некотором смысле не хватает прозы жизни.

Во-вторых, выборка Unseen получилась сугубо экстерьерной и оттого однобокой. Меж тем к интерьерам Porsche сейчас куда больше вопросов. Вот где необходима подробная ретроспектива! Интересно было бы проследить хронологию инноваций и траекторию творческой мысли по пути от кнопочных панелей десятилетней давности к тачскринам дня сегодняшнего. Метко подмечено польским коллегой-журналистом: коварна цифровая среда. Вроде пытаешься всё упростить, а становится только сложнее... Мауэр улыбается: возможно, интерьеры — тема для следующего подобного проекта.

Единственный тезис, который звучит пугающе: ключевые ценности бренда периодически пересматриваются.

Не могу сказать, что программа Unseen богата на откровения, тем более что рассекреченные материалы сопровождаются лишь прожиточным минимумом информации. Однако вся эта дизайн-кунсткамера, за редким исключением, не оставляет ощущения выброшенных на ветер денег. По крайней мере, я вижу, что экономия на клиенте, экономия за счёт производственной унификации и снижении стандартов воспринимаемого качества идёт на пользу не только акционерам. Художники-конструкторы тратят выручку на что-то стоящее. На свободный поиск.

Что дальше будет с гиперкарами? Вверху — фантазия на тему экстремальной версии Porsche 918 RS, а ниже — проект трек-кара с использованием технологий гонок на выносливость. Индекс — 920. Оба полноразмерных макета датированы 2019 годом.

Unseen доказывает, что, вопреки расхожему представлению, в жизни автомобильного дизайнера всё ещё есть место для чистого творчества, не связанного с производством. По крайней мере, напрямую. Дело в том, что даже самые фантастические проекты бьются на стандартные процессы. И то, что можно назвать отдыхом от шаблонных задач, одновременно является упражнением для всей системы. Дизайн-центр работает в жёстком и интенсивном графике, даже несмотря на сравнительно узкую модельную линейку. Шутка про самую простую работу на свете действительно не смешна.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...