Компания Volvo испытала дорогу с магнитами для беспилотников

Леонид Попов, . Фото: Volvo, AFP

Автономные легковушки, которые шведы намерены испытать на улицах и шоссе в Гётеборге, будут полагаться на камеры, но в дальнейшем подобные машины смогут выбирать направление движения, руководствуясь помощью от «умных дорог».

В своём исследовательском центре близ Гётеборга компания Volvo построила тестовую стометровую дорогу с армией ферритовых магнитов, спрятанных в полотне. Невидимые маркеры обеспечивают точное позиционирование автомобиля-беспилотника, снабжённого несколькими сенсорами магнитного поля. По замыслу шведов, ориентирование на дороге при помощи магнитов в асфальте будет работать надёжнее, чем спутниковая навигация GPS и радары с камерами. Оно, впрочем, должно дополнить эти методы определения координат машины на проезжей части. А особенно пригодятся магниты в условиях загрязнённого или заснеженного полотна, в тумане и в туннелях, куда не проходит сигнал со спутника.

Сетку из цилиндрических магнитов диаметром 15 и длиной 40 мм испытатели расположили на 20 см ниже уровня полотна.

В компании Volvo уверены, что массовое внедрение «магнитных дорог» повысит безопасность движения. К примеру, по таким меткам автомобиль может идти, когда разметка стёрта или скрыта снегом, а снабжённая магнитными сенсорами снегоуборочная техника не будет задевать отвалом заграждения, даже скрытые в сугробах. Тут напрашивается аналогия из недавних разработок: дороги, заряжающие электрические машины прямо на ходу (при помощи магнитных полей). Дальше всех здесь продвинулся Корейский институт науки и технологий. Его проект транспортных систем с бесконтактной подвижной зарядкой (Online Electric Vehicle) на стадию опытов вышел ещё лет пять назад. А сейчас корейцы постепенно переходят к коммерциализации такой системы.

В 2011 году эксперименты корейцев шагнули за пределы института: в сеульском развлекательном парке заработала дорога с беспроводной зарядкой для туристических вагончиков (слева). А летом 2013-го в городке Гуми открылся первый в мире 12-километровый коммерческий маршрут с беспроводной подзарядкой (справа). По нему ходят два электробуса, переделанных под приём электричества по воздуху. Зазор между приёмной катушкой и асфальтом составляет 17 см, при этом через такой приличный промежуток передаётся мощность в 100 кВт. КПД передачи составляет 85%. Так как в электробусе есть буферный аккумулятор (хотя и небольшой), передающие катушки встроены не на протяжении всего пути, а лишь на нескольких участках, в сумме занимающих 15% всей дистанции. Электроника передающей системы распознаёт беспроводный электробус и включает питание силовых катушек, только когда он находится над ними, а обычные машины игнорирует.

Вообще говоря, в последние годы изобретатели предлагают возложить на дорожное полотно кучу вспомогательных функций. Существуют проекты по выработке самой трассой дополнительной энергии, предназначенной для светящихся знаков или подключения другой инфраструктуры. Дороги должны передавать в автомобили данные о ремонтных работах или пробках. И, конечно, в дорожное полотно уже давно встраивают датчики, контролирующие потоки машин. Коль скоро в полотне некой «умной дороги будущего» мы наверняка увидим ещё множество встроенных систем, добавить к ним ещё и магнитные маркеры труда не составит. Такая более тесная интеграция дорожной начинки и машин вполне согласуется с будущим пиком автомобилизации, на котором беспилотному транспорту будет уделяться очень большое внимание.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...