Фирма Jaguar Land Rover разработала экономный «климат»

Леонид Попов, . Иллюстрации: Jaguar Land Rover и компаний-производителей

Даже в обычном крупном автомобиле включённая на полную климатическая установка способна сократить запас хода на 20%, уверяет компания JLR. Для электромобилей разница может быть вдвое выше.

Компания Jaguar Land Rover работает сразу над несколькими технологиями, призванными сократить вредные выбросы в атмосферу, в частности углекислого газа. Недавно фирма представила три концепта, показавших перспективы гибридных и чисто электрических машин от JLR. А теперь рассказала о другом интересном проекте: климатической системе будущего, экономящей заряд тяговой батареи и/или топливо.

Новая технология включает в себя несколько элементов. Например, благодаря фильтру СО2, размещённому в багажнике, можно снизить расход воздуха, проходящего через салон, а значит, затраты на его подогрев или охлаждение (принцип «воздушного пузыря»).

Если стёкла с отражающим инфракрасные лучи слоем делать разными под тот или иной регион, то можно не допускать перегрева салона летом и, напротив, прогревать за счёт солнца в холодном климате. Ещё одно ноу-хау — «покрывало из тёплого воздуха». Вместо усиленного прогрева всего объёма салона компания предлагает вживить инфракрасные панели в солнцезащитные козырьки, верхние части дверей, крышку перчаточного ящика, боковые стороны центральной консоли, трансмиссионный туннель.

О необходимости сокращения затрат на кондиционирование и обогрев для гибридов и электромобилей не говорил только ленивый. Тепловые насосы как одно из решений уже не являются экзотикой. Первый массовый автомобиль с такой системой — Nissan Leaf. На схеме: 1 — забор тепла из атмосферы, 2 — сжатие теплоносителя, 3 — передача тепла воздуху в салоне, 4 — выход подогретого воздуха, 5 — расширение и охлаждение теплоносителя.

При включении инфракрасные панели моментально создают у пассажиров ощущение тепла, даже если воздух в машине прохладный. Это должно сократить расход энергии на обычный обогрев. Особенно это важно, если речь идёт об электромобиле, вынужденном использовать электричество из тяговой батареи. Первые испытания описанных выше систем показали, что мощность, затрачиваемая на обогрев или охлаждение салона большой легковушки, с их помощью может быть снижена вдвое (с 8–12 кВт до 4–6).

Фирма Volvo в мелкосерийный электрокар C30 Electric, не мудрствуя лукаво, поставила автономный отопитель на биоэтаноле (слева), так удалось сэкономить заряд аккумулятора. А вот идею экономичных инфракрасных панелей в интерьере ещё три года назад озвучивала фирма BMW.

Подобные новации компания предполагает использовать совместно с другими способами экономии вроде сокращения массы машины. В этой сфере у фирмы есть весьма любопытное исследование: по программе Carbio британцы разработали новый материал, созданный из углеволокна, льна и резины, полученной из масла орехов кешью. Компания Jaguar Land Rover уверяет, что затраты на сырьё для панелей из такого композита на треть ниже, чем для чистого углепластика, расходы на само производство — идентичны. При этом детали из такого материала на 28% легче алюминиевых и на 55% — стальных, вдобавок лучше гасят шумы и вибрации.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...