Ford c-max. Концепт построен Фордом при участии компании SunPower и Технологического института Джорджии. В январе нынешнего года автомобиль был представлен на выставке потребительской электроники CES, а сейчас прибыл в Женеву. Здесь прошёл его европейский дебют.

Навес-линза позволил Форду C-Max Solar Energi питаться светом

Леонид Попов, . Фото: Ford и из архива редакции

Концепт построен Фордом при участии компании SunPower и Технологического института Джорджии. В январе нынешнего года автомобиль был представлен на выставке потребительской электроники CES, а сейчас прибыл в Женеву. Здесь прошёл его европейский дебют.

Компактвэн C-MAX Solar Energi был, пожалуй, самым интересным экспонатом Форда в Женеве, хотя внешне особо не выделялся по сравнению с серийным автомобилем. Построен шоу-кар на основе гибрида Ford C-Max Energi, подключаемого к сети. На крыше экспериментального автомобиля конструкторы разместили тонкие гибкие солнечные ячейки от компании SunPower. Они хорошо повторяют форму крыши автомобиля и к тому же обладают рекордным для плёночных батарей КПД в 24%.

Солнечная добавка не исключает обычную зарядку гибрида от розетки.

Батареи площадью 1,5 квадратных метра генерируют в солнечный день примерно 275–300 ватт мощности. Час на ярком солнце может добавить к чисто электрическому пробегу машины километра полтора. Очевидно, чтобы только за счёт одной солнечной энергии передвигаться на таком автомобиле, нужно иметь огромный запас терпения. Если, конечно, не тащить за автомобилем прицеп с большой солнечной панелью, как поступил изобретатель из Швейцарии Палмер, обогнувший на таком «автопоезде» землю.

Построить автомобиль, который на 100% питался бы солнечным светом, причём только за счёт фотоэлектрических ячеек, установленных на самом кузове, вполне возможно. Но тогда получится нечто абсолютно непрактичное вроде сверхлёгких одноместных скорлупок, участвующих в трансавстралийской гонке World Solar Challenge.

Компания Toyota на гибриде Prius предлагает опцию Solar Roof. Однако эта солнечная батарея на крыше не претендует на зарядку батареи и тем более не поможет движению автомобиля. Площадь маловата. Назначение панели — питание вентиляции на стоянке, чтобы салон не перегревался на солнце. Впрочем, сторонние компании предлагают для Приусов солнечные батареи покрупнее, которые могут уже подзаряжать тяговые аккумуляторы. Радикальное решение: солнечные зарядные станции, нередко совмещаемые с парковками. Они уже встречаются в ряде стран. На этом принципе действуют и фирменные зарядные станции Теслы. С такими парковками экспериментирует Honda.

Однако изюминка проекта заключена не в автомобиле. Фордовцы придумали навес высотой 4,72 м, шириной 4,3 и длиной 5,3 м, верхняя часть которого состоит из набора линз Френеля. Они собирают свет с большой площади и концентрируют его на крыше Форда, припаркованного внизу. Концентрирующий навес повышает «урожайность» солнечных батарей автомобиля примерно втрое.

По замыслу авторов концепта, машина в течение дня автоматически передвигается под навесом, в зависимости от положения фокуса линзы. Фокус смещается из-за перемещения солнца по небосводу. Это движение легко ввести в программу автомобиля.

По оценке Форда, компактвэн C-MAX Solar Energi может проехать более 30 км, используя энергию, полученную от солнечных батарей в течение одного ясного дня. Собственно в 32 км оценивается номинальный запас хода на одном аккумуляторе у гибридного исходника. В Европе это сэкономило бы владельцу такого автомобиля в среднем более тысячи евро в год на топливе. Увы, сколько стоит конверсия машины в паре с линзованным навесом, компания умалчивает. Но в любом случае это интересная задумка на будущее. Цены на солнечные батареи постепенно снижаются. А навес с линзами и панель на крыше компакта в сумме должны стоить меньше, чем обошлась бы солнечная батарея аналогичной производительности.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...