Присматриваемся к битве Audi, BMW и Mercedes в DTM

Дарья Мещерякова, . Фото Драйва и фирм-производителей

У автомобилей трёх премиум-брендов не так уж и много различий в серии Deutsche Tourenwagen Masters (именно так расшифровывается аббревиатура DTM) — это углепластиковый кузов и двигатели, а остальная техническая начинка практически идентична. Так что это битва мотористов и гонщиков, а с нынешнего года усилилась ещё и роль стратегии.

Глобальную реинкарнацию чемпионат получил ещё в прошлом году. Смена правил была настолько значительной, что походила на революцию. Все эти шаги были направлены на уменьшение расходов и повышение зрелищности, но главной целью было приведение с 2014 года свода технических законов к общей черте с японской серией Super GT. В будущем автомобили Audi, Mercedes и BMW появятся на этапах в Азии, а Лексусы, Ниссаны и Хонды начнут соревноваться в Европе. Также машины DTM будут выступать и в Америке уже со следующего года в отдельном чемпионате.

Хоть внешне дэтээмовские RS5, M3 и C 63 AMG и сильно различны, каждый производитель постарался приблизить облик прототипа к серийному прообразу, но габаритные данные у них идентичны. Минимальная масса вместе с пилотом составляет 1100 кг. Ширина автомобилей — 1950 мм, высота — 1150, колёсная база — 2750, длина без заднего антикрыла — 4650, а вместе с ним — 5010 мм. Все модели заднеприводные и оснащены шестиступенчатой секвентальной коробкой передач.

Перетасовка в регламенте тут же отразилась на результатах команд, уже давно участвующих в первенстве немецких турингов. Ингольштадтцы и штутгартцы, отягощённые грузом старых наработок и занятые сражением друг с другом в предыдущий год, в 2012-м отдали все три кубка вернувшимся в серию после двадцатилетнего отсутствия баварцам. Но в этот сезон BMW придётся постараться, чтобы удержать короны, ведь и в прошлом году триумф справили лишь на финальной гонке, а уж сейчас и Mercedes, и Audi извлекли уроки и намереваются устроить знатное побоище.

В серии так же, как и в Формуле-1, поставщик резины — монополист. С 2010 года эту должность исполняет корейская компанию Hankook. И с обязанностями справляется достойно, потому что контракт с азиатским производителем в начале этого года был продлён до 2016-го. Для текущего сезона перед корейцами была поставлена задача соорудить мягкий тип покрышек, чтобы добавить гонкам перчинки по аналогии с Формулой-1. Внешне софт выделяется жёлтыми метками на боковинах.

Технический регламент 2013 года остался практически без изменений, но в начале весны организаторы представили несколько важных поправок, которые сильно повлияют на стратегию в гонках. Во-первых, на автомобилях DTM, так же как в Формуле-1, появятся DRS и опциональные покрышки, а во-вторых, времени на поиск настроек стало катастрофически мало: пятничные тренировки отменили, оставив лишь разминку в субботнее утро перед квалификацией. Всё это сделано в угоду зрителям, чтобы вместить в гоночный уикенд как можно более разнообразную программу. Не стоит беспокоиться из-за уменьшения времени, которое проводят машины DTM на трассе, паузы заполнены сериями поддержки, такими как Формула-3, Scirocco R-Cup и Porsche Carrera Cup, во всяком случае на территории Германии. Россиянам такого раздолья ожидать не стоит, все три первенства обойдут подмосковный автодром стороной, но организаторы обещают множенство демонстрационных заездов, а также этап Кубка Lada Granta.

В нынешнем сезоне Формулы-3 участвует Даниил Квят, перспективный российский гонщик, поддерживаемый Ред Буллом. В свой первый уикенд Даня сумел завоевать поул в одной из гонок и финишировать на третьей ступени пьедестала.

Чемпионат «Дёйтче туринваген» давно известен как любимая отдушина для гонщиков Формулы-1: тех, которые пожелали завершить карьеру в Королеве автоспорта, либо тех, которым не нашлось места в пелотоне Больших призов. В DTM ушли в своё время Мика Хаккинен, Ральф Шумахер, Дэвид Култхард и многие другие, последним на данный момент кочевником стал Тимо Глок. Что показательно, из всех бывших пилотов Формулы-1 лишь Бернд Шнайдер добился колоссального успеха в немецком туринге, став пятикратным чемпионом. Правда, за трёхлетнюю карьеру в Формуле-1 немец лишь однажды финишировал в гонке и был квалифицирован 12-м, но, выступая в 1988–1990 годах за команды Zakspeed Racing и Arrows, вряд ли большего можно было желать.

По своей технической начинке машины почти одинаковые, а многие узлы вообще идентичны: электронику поставляет Bosch, тормоза — AP, коробки передач — Hewland, даже подвеска не отличается, допускаются небольшие вольности в креплении передних амортизаторов. Единственным различием остались двигатели, у каждого производителя они свои, но по характеристикам агрегаты очень близки: под капоты устанавливают V-образные «восьмёрки» с максимальным объёмом 4000 «кубиков», мощностью порядка 500 л.с. (лишь Audi скромно упоминает о 460 «лошадках») и крутящим моментом чуть более 500 Н•м.

А двукратный чемпион Формулы-1 Мика Хаккинен может похвастаться лишь пятой строчкой в личном зачёте-2005, он завоевал три победы за три года участия с Мерседесом в немецкой серии. Чуть успешнее выступил Жан Алези, дважды финишировавший пятым в чемпионатах 2002 и 2003 годов и опять же пять раз отметившийся на высшей ступени пьедестала за пятилетку в DTM. Действующий пилот DTM Маттиас Экстрём, двукратный чемпион серии, выступающий за Audi, сказал по этому поводу, что в немецких турингах гонщик и показывает свою состоятельность, а учитывая, насколько близки по технике на данный момент стали автомобили, с ним сложно не согласиться.

В гонке система DRS становится доступна, если при пересечении прямой «старт — финиш» отрыв от впередиидущей машины составляет менее двух секунд. На дальнейшем круге гонщик вправе единожды снижать турбулентность в любом подходящем месте, но как только пилот нажимает на тормоз, крыло деактивируется.

В Германии DTM пользуется огромной популярностью. По заявлению организаторов, первый этап сезона-2013 в Хоккенхайме посетили 87 тысяч зрителей. Заполнять трибуны не помешал даже субботний дождь, хотя, конечно, на сухое воскресенье пришлась основная масса болельщиков. В немецком чемпионате нет такой свободы перемещений, как в Мировой серии Renault, но посмотреть на машины DTM вблизи можно во время их перемещения по паддоку и часовых прогулок по пит-лейну, запланированных как на субботу, так и на воскресенье. Ну а пилотов можно встретить не только на автограф-сессиях, но и столкнуться в паддоке или подождать у мотор-хоумов концернов.

Как видится тому же Экстрёму, россиянам должен понравиться формат немецкой серии, когда красивые спортивные машины в агрессивных обвесах зрелищно выясняют отношения на трассе. К тому же у трёх премиум-брендов Audi, BMW и Mercedes в нашем отечестве наверняка много поклонников, которые придут поддержать любимую марку. Однако чтобы покорить Америку, немецким турингам, по мнению Эки, стоит сделать акцент на известных пилотах. В США совершенно другая философия гонок, там в центре внимания личности, а не бренды, именно такая ситуация на данный момент сложилась в Наскаре. Какая судьба ждёт DTM в Новом Свете, покажет время, а россияне смогут насладиться сражениями ингольштадтцев, баварцев и штутгартцев уже в начале августа.

Производители в немецких турингах обеспечивают частные команды машинами и бюджетом. Например, два автомобиля BMW на подиуме принадлежат разным коллективам, которые сражаются друг с другом в зачёте команд. Кроме того, у каждого пилота своя собственная раскраска автомобиля, продиктованная желаниями производителя и личными спонсорами.

Что касается подготовки к новому сезону, в Ингольштадте не только переименовали Audi A5 DTM в RS5 по примеру соперников, также отождествляющих свои гоночные прототипы с «заряженными» моделями BMW M3 и Mercedes C 63 AMG, но и старались доработать аэродинамику своей машины. Кроме того, в Audi усилили состав пилотов, переманив из Мерседеса Джейми Грина, претендовавшего в прошлом году на титул. Для BMW же главной задачей в межсезонье стало сохранение победного импульса, и единственным заметным прибавлением в линейке гонщиков стал приход Тимо Глока. А вот Mercedes удивил всех подходом к выбору пилотов — в обойме штутгартцев остался лишь один опытный гонщик Гэрри Паффет, а все остальные места отдали перспективным новичкам.

Пит-стопы в немецких турингах проводятся на уровне Формулы-1. В среднем на замену четырёх покрышек механикам требуется три секунды.

Уикенд на Хоккенхайме сразу поставил сложную задачу перед участниками. Первую половину субботы, когда были запланированы единственные тренировки, лил сильный дождь, то есть у команд не было возможности ни опробовать новинки в виде системы DRS и мягких покрышек, ни найти настройки для квалификации и гонки. Во влажных условиях сильно выглядели пилоты Audi, ещё в прошлом году машины с четырьмя кольцами любили мокрую погоду. И на подсыхающей трассе именно гонщик ингольштадтцев Тимо Шайдер завоевал поул в квалификации. Отсев пилотов в DTM проходит по похожей на Формулу-1 схеме, только количество отборочных сессий равняется четырём. А в финале сражаются лишь четыре машины. В первой квалификации этого сезона быструю четвёрку дополнили один из фаворитов сезона на BMW Аугусту Фарфуш и пара новичков DTM — Роберт Уикенс на Мерседесе и Марко Уитман на BMW.

Больше всего контактной борьбы и сходов было в гонках Кубка Porsche. По большей части здесь собрались обеспеченные, но не именитые любители автоспорта.

На следующий день от ненастья не осталось и следа, над автодромом вовсю лучилось солнце. Гонка DTM, запланированная на два часа пополудни, была кульминацией воскресенья и не подвела ожидания болельщиков. После спокойного старта, где обладатель поула Шайдер сумел сохранить лидерство, спустя несколько кругов наметилась борьба за первую строчку с Фарфушем, сумевшим обогнать Шайдера с помощью системы DRS. Крыло и более мягкие покрышки, на которых стартовала примерно половина пелотона, обеспечили большое количество борьбы с самого начала заезда.

По регламенту каждый пилот обязан хотя бы дважды посетить боксы для смены покрышек и как минимум один раз обуть мягкий состав. Опциональный комплект предоставляется только на гонку в единственном экземпляре и позволяет машине ехать на пару секунд быстрее в течение порядка шести кругов, дальше постепенно их работоспособность снижается. Сконструированный Ханкуком софт получился достаточно долгоиграющим, и некоторые пилоты смогли позволить себе большее, чем прогнозировалось, количество кругов на этих шинах. И это позволяло выбирать разные стратегии, можно было проехать один длинный отрезок на мягких или дважды использовать софт. Количество совершённых гонщиком пит-стопов можно отследить по огням, горящим на автомобиле.

Ну и старт сезона не мог обойтись без технических поломок. Первой ласточкой стала Audi RS5 Адриана Тамбэ, которая красочно загорелась на главной прямой. По иронии автомобиль француза раскрашен в поддержку фильма «Железный человек». А кроме вышедшей из строя Audi Тамбэ с проблемами столкнулся пилот Мерседеса Уитман, припарковав C 63 AMG в шпильке. Чтоб очистить трек, организаторы решили выпустить на трассу пейс-кар. Большинство автомобилей, по примеру Формулы-1, зазвали в боксы за сменой покрышек, но вот команда Тимо Шайдера проморгала момент, поэтому, отправившись на пит-лейн кругом спустя, немец вернулся уже в самый хвост пелотона. Все надежды завоевать победу для Тимо, провалившего прошлый сезон, были разбиты. Но стоит отметить, что потенциал у Audi всё-таки положительный, Шайдер сумел пробиться к концу заезда на шестую строчку и стал лучшим пилотом «четырёх колец» в гонке.

Больше всех неприятностей в Хоккенхайме собрали пилоты Audi. На финише ингольштадтцы не досчитались трёх машин. Самым зрелищным был сход Маттиаса Экстрёма, который после столкновения с соперником потерял капот и в итоге закончил заезд с поломкой тормозов. Собрав максимум неудач в Хоккенхайме, ингольштадтцы смогли реабилитироваться уже на следующей гонке в Брэндс-Хэтче. Майк Рокенфеллер сумел принести долгожданную победу «четырём кольцам».

Победитель стал явным лишь во второй половине заезда. Аугусту Фарфуш сумел правильно распорядиться предоставленным шансом в виде сейфти-кара, переобув мягкий состав на более жёсткий комплект. Вовремя был совершён и второй пит-стоп, и за пять кругов до клетчатого флага первое место вернулось к бразильцу, когда все соперники отправились на свои остановки. Компанию на подиуме Фарфушу составили напарник по BMW Дирк Вернер и пилот Мерседеса Кристиан Фиторис. Прорыв Вернера с 21 стартового места на вторую строчку был захватывающим. Немец также не проворонил пейс-кар для первого пит-стопа, перешёл на мягкий состав и проехал на софте три четверти гонки, поразив конкурентов бережным отношением к резине.

В рамках шоу Moscow City Racing запланирован целый день, посвящённый DTM. 20 июля вокруг Кремля будут колесить боевые Audi, BMW и Мерседесы. Это мероприятие послужит хорошей рекламой для этапа на Moscow Raceway в начале августа.

Все события на трассе транслируются на огромных экранах, а комментарии ведущего слышны по всему автодрому, так что болельщики никогда не сидят в неведении. Россиянам также будет доступен полный охват событий, ведь гоночное кольцо в Подмосковье оборудовано экранами по последнему слову техники. Ждать этапа DTM на Moscow Raceway осталось недолго, чуть больше двух месяцев. Цены на билеты уже объявлены и оказались вполне адекватными: полный гоночный уикенд обойдётся в 1600 рублей.

За кадром

Три дня уикенда уместились в двух минутах ролика. Хотите получить более полную картинку? Не пропустите этап под Москвой!

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...