Великое автоподорожание. Как не переплачивать за масло?

. На правах рекламы*

За последний год цены на автомобили, автозапчасти и расходные материалы для ТО выросли во всем мире, но для небогатых российских потребителей это особенно чувствительно.

Ценники на автомобили переписываются каждый месяц — только с начала ноября цены в очередной раз подняли более уже два десятка автомобильных компаний.

За 2021 год значительно подорожали не только автомобили, но также автокомпоненты и расходные материалы, а осенью автовладельцев ждал еще один неприятный сюрприз — полуторакратный рост цен на зимние шины.

Давайте разберемся, чем действительно обусловлен такой рост цен на все автомобильное, и как можно сэкономить при покупке высококачественных товаров.

Почему выросли цены на автомобили и компоненты

Подзабытое с советских времен плановой экономики слово «дефицит» заиграло в «ковидную» эпоху новыми красками, и это не просто слова.

Вызванное пандемией COVID-19 падение спроса на автомобили и компоненты для них, а также перевозки в целом, равно как и на все виды топлива, привели не только к остановке различных производств и нарушению глобальных логистических цепочек по поставкам сырья и готовой продукции.

Учитывая снижение спроса, складские запасы разнообразных автомобильных товаров по всему миру пропорционально снижались, в ожидании стабилизации экономической ситуации. Когда сигналы к этому появились, совокупность индустрий физически не смогла увеличить объемы выпуска всего необходимого, как по мановению волшебной палочки.

Вызванные пандемией COVID плановые и внеплановые остановки автомобильных производств, дефицит полупроводников и других микроэлектронных компонентов в 2021 году привел к настоящему коллапсу на автомобильном рынке, не способном даже в годовой перспективе удовлетворить выросший в период ослабления ограничений спрос.

В итоге только по причине нехватки чипов, автобренды в 2021 году не смогли выпустить до 9 миллионов авто — на каждый из которых был бы потенциальный покупатель. Внесли свой вклад во всеобщее подорожание и логистические издержки. Возобновление спроса на все виды топлива в 2021 году привело к увеличению его стоимости во всем мире, и, следовательно, к очередному витку увеличения транспортной составляющей в цене всех возможных товаров.

Что это означает для автомобильной индустрии, мы хорошо видим в автосалонах — пустые стоянки, космические суммы на ДОПы и постоянное переписывание ценников в ногу с растущим спросом. Срок поставки новых автомобилей на заказ увеличивается от месяца к месяцу, при этом цены в договорах не фиксируются, и представительства марок вынужденно закрывают глаза на такое поведение дилеров.

Ведь цены на автомобили тоже стремительно увеличиваются, и этот процесс еще в самом разгаре, даже несмотря на отсутствие соразмерного роста курса валют относительно рубля. Только в октябре–ноябре автомобили популярных в России марок существенно подорожали — как в народном сегменте (Toyota — до 4.7%, KIA — 3.9%, Volkswagen — до 6.4%) так и в премиуме (Audi до 7.4%, BMW до 6%). По оценкам аналитиков, средневзвешенная цена автомобиля в России выросла с начала года на 21% процент, и к концу года суммарное увеличение цены составит 25%!

Росту цен на автомобили и компоненты в России способствовал и дефицит морских контейнеров, как минимум вдвое увеличивший издержки производителей. Но гораздо больше, чем на стоимость непосредственно импортируемых автомобилей, логистические издержки в конечном итоге повлияли на рост цен на привозные автомобильные компоненты и расходные материалы — только за счет логистики, без учета прочих факторов, рост цен составил 10–15%!

Плюс к тому — все тот же дефицит. В условиях ограничения производства широкого ряда компонентов, производители автомобилей по всему миру приняли единогласное решение — приоритет первичной, конвейерной комплектации перед поставками на вторичный рынок.

В итоге, на складах российских импортеров и дистрибьюторов значительно снизились товарные запасы популярных компонентов — деталей тормозных систем и подвески, рулевого управления, кузовных деталей и разнообразных расходных материалов, в том числе, моторных масел.

В результате этих событий, в течение 2021 года спрос на автомобильные компоненты в России увеличился как минимум на 10% по сравнению с прошлым годом, а сами компоненты и расходники подорожали на 15–30%.

Один из примеров — осеннее подорожание зимних шин, вызванное как ослаблением курса рубля, так и удорожанием исходного сырья и материалов на мировых рынках, и, конечно, ростом логистических затрат. Себестоимость производства легковых шин, по сравнению с декабрем 2020 года, в 2021 году выросла в среднем на 30%. В результате даже производимые в России шины внезапно для покупателей поднялись в цене на 20–40%, в зависимости от марки.

Конечно, не стоит исключать из виду и спекулятивную составляющую — тему с дефицитом, логистикой и так далее активно «подогревают» на всех уровнях, в том числе и в СМИ. В результате, по оценкам экспертам, «отскок» и насыщение спроса переносится теперь аж на 2023–2025 годы. За это время производители и дилеры неоднократно успеют разведать новые границы потребительской покупательской способности.

Почему подорожало моторное масло

Как и в случае с другими автомобильными компонентами, все началось еще в 2020 году. Спрос на топливо и масла снизился в связи с сокращением использования транспорта в силу связанных с COVID ограничений. Нефтеперерабатывающие заводы по всему миру были мало загружены, и многие из них временно остановили работу для плановых ремонтов и переоборудования.

С июня 2020 по март 2021 базовые масла подорожали для производителей масел в несколько раз.

Используемые для производства «минералки» и «полусинтетики» масла I группы, SN-150 и SN-500, подорожали в 1,5–3 раза, применяемое для создания высококачественных синтетических моторных масел гидрокрекинговое базовое масло группы III+ выросло в цене почти вдвое.

Стоит отметить, что нефть за этот период выросла в цене не столь значительно — всего на 20%. Почему же так сильно подорожало базовое масло? Дело в том, что стоимость базового масла зависит прежде всего не от стоимости самой нефти, а от затрат на переработку — ведь из одной тонны «черного топлива» получается всего полторы сотни литров базового масла.

Помимо этого, поднялись мировые цены на металлы, пластики, и присадки для топлива. Так, полимерная тара и гофрокартон выросли в цене на 40%, металлическая тара — на 25%. Важнейшие и самые дорогие компоненты моторных масел — присадки — также подорожали, на 50–60%.

До определенного момента производители масел пытались компенсировать растущие издержки самостоятельно, но рано или поздно им все равно пришлось повысить отпускные цены на продукцию. В начале апреля 2021 года цены на моторные масла в России для оптовых клиентов выросли до 50% по отношению к мартовским ценам. Таким образом, средневзвешенная отпускная цена литра моторного масла поднялась с 250–300 рублей в начале года до 400–500 рублей за литр в середине весны, и дело тут совсем не в непомерных аппетитах производителей. И разные производители справлялись с этой ситуацией по-разному: часть производителей постепенно повышала цены, перекладывая весь «груз» на плечи клиентов, другие подняли цены позже, но существенно — более чем на 20–25%. В целом продукция западных производителей выросла в цене больше, чем российских. Средневзвешенное повышение цены, например, на масла ЛУКОЙЛ составило тогда лишь 7,7%.

В течение лета цены на базовые масла также продолжили повышаться, но осенью предсказуемо стабилизировались на тех же высоких отметках, что были в момент повышения цен. Таким образом, о глобальном снижении цен на базовые масла и готовые смазочные материалы, речи пока не идет.

Кризис укрепил преимущества российских масел

В результате стоимости базовых масел по производителям масел, которым невольно пришлось поднять розничную стоимость на свою продукцию на 18–19% в 2021 году, что является весьма существенным повышением для автовладельцев. Аналитики не видят причин для изменения этой тенденции в ближайшем будущем — в ближайшее время спрос на новые автомобили в мире будет расти, а вместе с ним и потребность в современных смазочных материалах.

В сложных условиях оказались компании-блендеры, не производящие собственных базовых масел, то есть — абсолютное большинство масляных брендов. Ситуация оказалась тяжелой и для оптовых дистрибьюторов и торговых сетей, и, конечно же, для рядовых автовладельцев, многие из которых успели задуматься о переходе на менее качественные, но более дешевые масла. Впрочем, делать этого все же не стоит — лучше время обратить внимание на высококачественную отечественную продукцию, ничем не уступающую импортным аналогам.

Действительно, экономить на моторном масле для любимого автомобиля ни в коем случае не стоит. Но это не означает, что за него нужно переплачивать!

На правах рекламы*.

* Редакция Драйва не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.

Поделиться
Лайкнуть
Отправить