Skoda octavia rs. Третье поколение «эр-эски» чехи подают как самую быструю Октавию в истории. Чтобы отобрать этот титул у предшественницы, новая Skoda Octavia RS стала на 20 л.с. мощнее, получила на 70 Н•м (25%) больше тяги и сократила время разгона до 100 км/ч на 0,4 с.

Встречаем в Гудвуде лифтбек и универсал Skoda Octavia RS

Константин Болотов, . Фото Драйва и фирмы Skoda

Третье поколение «эр-эски» чехи подают как самую быструю Октавию в истории. Чтобы отобрать этот титул у предшественницы, новая Skoda Octavia RS стала на 20 л.с. мощнее, получила на 70 Н•м (25%) больше тяги и сократила время разгона до 100 км/ч на 0,4 с.

Новейшую Октавию RS её создатели впервые официально представили на гоночной трассе Goodwood Circuit. Несмотря на гудвудское название, в знаменитом Фестивале скорости трек не участвует. Он вообще простаивает. Последним серьёзным событием тут была встреча Британского клуба автогонщиков 2 июля 1966 года. Нынче здесь проходят тесты и работает аэродром для малой авиации. И вдруг — премьера Шкоды для всей мировой автопрессы. Стоя на террасе двухэтажного павильона имени чемпиона Формулы-1 Джеки Стюарта, мы наконец дождались обещанного шоу. На трассу вылетела пара бело-зелёных бестий и, оглушая всех и вся, принялась жечь покрышки. Напустив пахучую дымовую завесу и расчертив асфальт чёрными кругами, ралли-кары Skoda Fabia S2000 исчезли, уступив место виновнице торжества. Лифтбек и универсал бесшумно, совершенно буднично приехали и встали. После фабийной вакханалии Octavia RS выглядела не горячей штучкой, а повседневным семейным автомобилем. И на то был хитрый расчёт.

Внешние отличия «эр-эски» от обычной Октавии — это небольшие, но заметные штрихи. Спереди лифтбек и универсал выглядят одинаково: здесь главный отличительный знак — бампер с ячеистым «фартуком», сощуренными противотуманками и, конечно, шильдик RS/vRS. Сбоку «горячую» Октавию выдают 17-дюймовые легкосплавные диски специального RS-дизайна и проглядывающие сквозь них красные тормозные суппорты.

«It’s not your everyday family car», — заявляла реклама в Гудвуде. Чехи хотят сказать, что новая Skoda Octavia RS идёт вразрез с традиционными представлениями о семейной машине. Она круче, чем все привыкли. И вместе с тем «эр-эска» — самый что ни на есть «everyday family car». Исключительную практичность «горячей» Октавии, её функциональность в обыденной жизни неоднократно подчёркивал в ходе презентации Винфрид Фаланд, председатель совета директоров Шкоды. Ему вторили шеф-дизайнер компании Йозеф Кабан и другие разработчики. Мол, спортивный характер с турбомотором 2.0 TSI (220 л.с., 350 Н•м), максималкой 248 км/ч и разгоном до сотни за 6,8 с ничуть не менее важны, чем вместительность: багажник объёмом от 590 л никуда не делся. Родителям, которые иногда не прочь погонять, при покупке машины больше не нужно выбирать между добром и злом. В «эр-эске» есть и то и другое, она — прекрасный компромисс, злобро и дозло.

Сзади RS-версию легко узнать по чёрному диффузору, увенчанному красной полоской-светоотражателем и снабжённому «кривоугольными» хромированными патрубками. А на крышке багажника или двери грузового отсека (у универсала) установлен спойлер. Плюс ко всему для «эр-эски» придуманы три особых цвета кузова: серый Steel Gray (на фото), зелёный «металлик» Rallye Green и жёлтый колер Sprint Yellow.

Ожидалось, что презентация в Гудвуде будет статической, то есть всё знакомство ограничится созерцанием, ощупыванием и фотографированием стоящих на приколе автомобилей. Тем более что на август запланирован полноценный тест-драйв в Румынии. Но, видимо, Фестиваль скорости обязал организаторов превысить отметку 0 км/ч: нам выдали ключи и разрешили проехать 45 км по гудвудским окрестностям. Сумки сиротливо прижались к кромке футбольного поля, которое в универсале зовётся багажником. Бензиновый турбомотор завёлся с дизельной вибрацией, рычаг шестиступенчатой DSG занял положение D, и наша леворульная Октавия выкатилась на правостороннюю британскую дорожку шириной с локоть.

«Вагон» Skoda Octavia RS Combi от лифтбека отличается несильно: «сарай» выше на 3 мм, у него на 1 мм меньше клиренс и так далее. Главное — у универсала на 20 литров больше багажник (610 л).

На пробочных скоростях Октавия нетерпеливо дрожит. Резкое нажатие на педаль газа вызывает секундную заминку, зато выбирается «эр-эска» из турбоямы ядрёно — вслед за ходом педали скорость нарастает тучей. Разгон сопровождает густой моторный рокот, неслышимый снаружи, — за этот звук надо сказать спасибо встроенному во впускной коллектор резонатору с подвижной мембраной. Бегло ознакомившись с этим арсеналом, имеет смысл остановить машину и нырнуть в меню настроек. Главное там не утонуть. Ведь Normal, Sport, Eco и Individual — это не только названия базовых режимов, но и внутрирежимные варианты настроек руля, двигателя и так далее. За неимением времени мы загнали все алгоритмы в «Спорт» и не пожалели об этом.

Кресло с интегрированным подголовником легко настроить под кого угодно, оно здорово прихватывает с боков и радует глаз контрастной прострочкой. Вокруг водителя выстроен эргономический рай по-фольксвагеновски. О том, что это версия RS, не дают забыть соответствующие надписи на руле, селекторе трансмиссии, сиденьях, порогах. Спортивного духу должна прибавлять отделка «под карбон».

В «Спорте» тяжелеет и «остреет» руль, шустрее действует «робот», громче озвучивает мотор симпозер. Возвращаться в Normal не хочется, но для медленной езды приходится — в нормальном режиме ползать спокойнее и экономичнее. На провинциальных британских дорожках мы как раз больше ползали: виной тому и вездесущие скоростные лимиты, и высокий риск при обгонах в конфигурации «левый руль — правостороннее движение». Первая поездка позволила в большей степени оценить «эр-эску» как повседневный семейный автомобиль, и тут всё в полном порядке: отличная шумоизоляция, комфортная подвеска. Разве что микропрофиль Октавия отрабатывает излишне дотошно…

В базовую комплектацию Октавии RS для европейского рынка входит подушка безопасности для защиты коленей водителя. Опция — боковые «шторки» для задних пассажиров. Всего в «эр-эске» может быть до девяти эйрбэгов.

Разогнавшись до 100 км/ч лишь пару раз и вдоволь натаскавшись за грузовиками да автобусами, мы вернулись в спорткомплекс Goodwood Circuit, где узнали, что нам предстоит ещё одна поездка на Октавии RS. Только теперь по гоночному треку на автомобиле с турбодизелем 2.0 TDI (184 л.с., 380 Н•м) и шестиступенчатой «механикой». Двигаться нужно было колонной из четырёх машин, обгонять друг друга запретили. Лёгкая педаль сцепления, неожиданное схватывание — с непривычки на старте заглох каждый второй. Но приучились все мгновенно и погнали.

«Эр-эске» любят попенять за недостаточную поворачиваемость, но у новой Шкоды, как нам показалось на треке, с этим всё в порядке. Инженеры говорят, что решили проблему за счёт электронной системы блокировки дифференциала EDS с дополнительным программным модулем XDS, которые встроены в систему стабилизации. EDS и XDS распределяют тягу между колёсами, при необходимости подтормаживая переднее внутреннее колесо.

Кольцо Goodwood Circuit оказалось незатычным: за исключением двух все повороты ходовые. Несмотря на колонну, удалось подняться до 160–180 км/ч, четвёртой передачи и получить кайф от взаимопонимания с автомобилем. Отличная связь по рулю и педалям. Очень чётко чувствуется граница, после которой с перебором скорости в повороте начинается лёгкий занос. Пожаловаться можно разве что на великоватые крены. Ну и у дизельной «эр-эски» момента побольше (на 30 Н•м), но силёнок поменьше (на 36 л.с.), и это чувствуется. За три круга полную картину составить очень сложно, лучше подождать результатов полноценной ездовой презентации. Хотя так или иначе в России ждать Октавию RS на тяжёлом топливе пока не стоит.

Рассказав о создании внешности Октавии RS, шеф-дизайнер Кабан так и не дождался вопросов. Тогда Йозеф поведал, о чём его спрашивают чаще всего. Оказалось — о треугольниках рядом с задними фонарями: почему они тут? «А почему бы и нет?» — процитировал сам себя Кабан.

На следующий день открылся Goodwood Festival of Speed и новая Skoda Octavia RS предстала перед почтенной публикой. Контингент интересующихся «горячей» Октавией несколько удивил. Вот в салон усаживается пенсионер в шляпе, а вот в багажник заглядывает панк с разноцветным ирокезом. Полная тётя, очкарик в шортах, пузатый дядька в клетчатой рубашке, молодая супружеская пара… Трудно очертить общность, хотя люди в возрасте всё-таки превалировали: крепкие хозяйственники обоих полов озабоченно копались в багажниках.

Мировая премьера Октавии RS на Фестивале скорости в Гудвуде проходила без сумасшедшего ажиотажа, но любопытных в павильоне всегда было в достатке. Фото сделано около полудня, спустя два часа людей вокруг машин было в два раза больше.

Ещё была третья поездка на «эр-эске», непосредственно на Фестивале скорости. Но та являла собой 10-минутный клиентский тест-драйв по каким-то аллеям на черепашьей скорости, и рассказывать тут нечего. В лучшем случае это история о том, как непривычно, катаясь «по встречке», переключать передачи левой рукой и контролировать левый габарит. Потому в заключение немного цифр. В 2012 году в нашей стране было продано 843 «эр-эски». В 2013-м, с января по апрель, — 77 штук. Базовая цена составляла 1 124 000 рублей. В мире доля «горячей» модификации в общей массе реализованных Октавий обычно не превышает 7%.

Чехи ожидают, что Skoda Octavia RS внесёт значительный вклад в достижение амбициозной цели: они хотят к 2018 году добиться 1,5-миллионного объёма ежегодных мировых продаж. В 2012-м Шкоде удалось реализовать на планете 939 202 автомобиля.

Продажи новой Октавии RS в Европе начинаются прямо сейчас. Точно известна стоимость модели в Великобритании: от 22 990 фунтов за бензиновый лифтбек до 25 450 за дизельный универсал. В рублях английская вилка цен примерно выглядит так: 1 143 000–1 265 000. Свою собственную вилку мы увидим через пару месяцев. В Россию «эр-эска» прибудет осенью. Вероятно, доедет до нас и универсал Combi, который, как и лифтбек, будет укомплектован турбомотором 2.0 TSI и «роботом» DSG. Заметим, что соплатформенный хэтчбек Volkswagen Golf GTI, оснащённый теми же двигателем и трансмиссией, оценён «в базе» в 1 271 000 рублей. Шкода должна быть дешевле.

Skoda Octavia RS Combi 2.0 TSI2.0 TDI
Кузов
Тип кузовауниверсаллифтбек
Число дверей/мест5/55/5
Длина, мм46854685
Ширина, мм18141814
Высота, мм14521449
Колёсная база, мм26802680
Колея передняя/задняя, мм1535/15061535/1506
Снаряжённая масса, кг14621470
Полная масса, кг19531937
Объём багажника, л610590
Двигатель
Типбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувомтурбодизель
Расположениеспереди, поперечноспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд
Число клапанов1616
Рабочий объём, см³19841968
Макс. мощность, л.с./об/мин220/4500–6200184/3500–4000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин350/1500–4400380/1750–3000
Трансмиссия
Коробка передачроботизированная шестиступенчатаямеханическая шестиступенчатая
Приводпереднийпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажнаянезависимая, пружинная, многорычажная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозадисковыедисковые
Шины225/45 R17225/45 R17
Дорожный просвет, мм127128
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч245232
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с6,98,1
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл7,75,7
— загородный цикл5,33,9
— смешанный цикл6,24,6
Норма токсичностиЕвро-6Евро-5
Ёмкость топливного бака, л5050
ТопливоАИ-95дизтопливо

Техника Роберт Есенов, Константин Болотов

Новая Skoda Octavia RS построена на модульной платформе MQB, как Audi A3, Volkswagen Golf и Seat Leon. Спереди установлены стойки McPherson с алюминиевым подрамником и опорными подшипниками. Сзади — многорычажка. Спортивная подвеска «эр-эски» уменьшила дорожный просвет на 12 мм у лифтбека и на 13 мм у универсала. Амортизаторы, пружины, стабилизаторы поперечной устойчивости, настройки и угловая жёсткость конструкции — всё это в новой Октавии RS подверглось ревизии. Уменьшена и масса различных компонентов в подвеске. Например, передняя ось скинула 2,8 кг, задняя балка похудела на 15 кг (до 38), а масса многорычажки сократилась на 4 кг (до 49). По сравнению с предшественницей у новинки шире передняя и задняя колея, ощутимо больше (на 88 мм) длина, ширина (на 45) и колёсная база (на 102 мм).

Мотор 2.0 TSI — это серьёзно модернизированный агрегат серии EA888. Здесь по-прежнему четыре цилиндра, 16 клапанов, рабочий объём 1984 см³ и турбокомпрессор, функционирующий под тем же давлением. Но головка блока цилиндров новая, а выпускной коллектор интегрирован в блок. Вместо непосредственного впрыска появился комбинированный (рабочее давление прямого — 200 бар), фазовращатели установлены на обоих распредвалах, а двухступенчатая система регулировки поднятия клапанов — лишь на выпуске. В итоге мотор выдаёт 220 сил и 350 Н•м, на 20 л.с. и 70 «ньютонов» больше, чем было у Октавии RS второго поколения. В паре с «механикой» агрегат 2.0 TSI стал экономичнее на 17%.

Турбодизельная «четвёрка» 2.0 TDI (184 л.с., 380 Н•м) создана на базе моторов серии EA288. Она на 14 «лошадей» и 30 «ньютонов» превосходит агрегат предшествующей «эр-эски». Движок оснащён системой аккумуляторного впрыска последнего поколения: пьезофорсунки с восемью отверстиями доставляют смесь под давлением 1800 бар. Турбокомпрессор переделан с целью лучшей работы при низком давлении выхлопных газов, а двухступенчатый масляный насос стал эффективней и бережливей. В турбодизеле много внимания уделили сокращению потерь на трение. Так, у турбомотора появились новые балансирные валы с подшипниками с низким коэффициентом трения. Также на пользу пошло применение игольчатых подшипников в приводе распредвалов, поршней с улучшенными кольцами и напылением специальным составом. Экономия топлива по сравнению с аналогичным дизелем предыдущего поколения может достигать 19%.

Дизайн

«Новая Octavia RS — это сочетание стремительного изящества, широких функциональных возможностей и генов чистокровного спорткара», — говорит шеф-дизайнер Шкоды Йозеф Кабан. Перед его командой стояла задача аккуратно, без излишеств, подчеркнуть спортивность модели, сохранив Октавию спокойной и ровной, повседневной семейной машиной. Поэтому по-настоящему агрессивной Octavia RS выглядит, пожалуй, только на дизайнерских эскизах.

История

Skoda Octavia RS с 2000 года идёт по стопам обычной Октавии. У них общая история, которая представляется совсем не такой «горячей», как сама «эр-эска». Но это — смотря с какого боку посмотреть! К примеру, на презентации в Гудвуде историческую перспективу выстроили из пяти автомобилей. Причём связь двух машин с Октавией RS не слишком очевидна.

Прародителем почему-то выставили чёрный олдтаймер 1936 года выпуска — Skoda Popular Sport Monte Carlo. Это специальное издание модели Skoda 420 Popular было выпущено во славу второго места на Ралли Монте-Карло. Мотор 1.4 (36 л.с.), максималка 110 км/ч, тираж — 72 экземпляра. При чём тут Octavia RS? Прапрародитель.

Рядышком ещё один дальний предок Октавии — алый болид Skoda 1100 OHC (Type 968) Spider образца 1958 года. Машинка массой 550 кг оборудована четырёхцилиндровым мотором объёмом 1089 «кубиков». Его 92 сил достаточно, чтобы разогнать лёгкий спайдер до 200 км/ч. Чехи строили этот автомобиль специально для участия в «24 часах Ле-Мана», но не сложилось. Зато Skoda 1100 OHC победно погоняла в 1958 году в Будапеште, а в 1962-м — и в Ленинграде.

Среди выставленных пяти автомобилей также была знаменитая Skoda 130 RS (о ней подробно чуть ниже). А вот — «предыдущие» Октавии RS, первого (слева) и второго, 2005 года выпуска, поколений. На сегодняшний день «эр-эски» разлетелись по миру тиражом более 105 тысяч штук. Что касается названия vRS, под которым Octavia предлагается и будет продаваться на нескольких рынках, то буква v объясняется проще простого. Это не vendetta и не victory, а всего лишь версия — version RS.

RS значит Rally Sport. В 2014 году этой шкодовской аббревиатуре исполнится 40 лет. Чехи ведут отсчёт с 1974 года, когда на свет появились гоночные прототипы Skoda 180 RS и Skoda 200 RS (на фото), построенные на базе спортивного купе Skoda 110 R. Образцы получили числовые обозначения по объёму рядных «четвёрок», считавшихся в те времена очень мощными. Движок 1.8 выдавал 154 л.с. (183 Н•м), а двухлитровый агрегат — 163 силы (210 Н•м). Максимальная скорость «сто восьмидесятой» Шкоды составляла 210 км/ч, а «двухсотой», разгонявшейся до сотни за 7 с, — 250 км/ч. Всего было изготовлено два экземпляра модели 200 RS, а модификацию 180 RS чехи выпустили «тиражом» одна штука.

Активная жизнь прототипов 180/200 RS была коротка: изменившийся в 1975 году технический регламент оставил их за бортом «ралли спорта». Тем не менее концепты не пропали даром: они внесли неоценимый вклад в разработку Шкоды 130 RS. Оснащённая 140-сильный мотором 1.3, она разгонялась до 220 км/ч и принесла родной компании немало успехов в автоспорте. В 1970–1980-х «сто тридцатая эр-эска» так эффектно гонялась в чемпионатах по ралли, что получила прозвище Porsche of the East (Восточный Порше). Одна из главных побед сковалась на Ралли Монте-Карло 1977 года: гонщики Шкоды заняли в своей группе первое и второе места. С тех пор Skoda 130 RS с бортовыми номерами 44 и 49 — популярный сувенир в Чехии.

В 1981 году модель Skoda 130 RS сражалась на Европейском туринговом чемпионате в 500-километровой гонке на британской трассе Donington Park. Среди прочего короткометражку стоит посмотреть из-за роскошного музыкального сопровождения.

Чехи заявляют, что новая Octavia RS — продолжатель 112-летней истории Шкоды в автоспорте. В таком случае история «эр-эски» началась с одноцилиндрового мотоцикла L&K type C (на фото), произведённом фирмой Laurin & Klement (из которой в 1925 году образовалась компания Skoda). На этом байке в 1901-м гонщик Нарцис Подседничек успешно проехал по трассе от Парижа до Берлина, победив в заезде. И хотя судьи не зафиксировали тот успех и дисквалифицировали Нарциса, триумфальное шествие Шкоды в автоспорте начинается с этого момента.

Новая «эр-эска» продвигается в массы под девизом «The Fastest Octavia Ever», будто самая быстрая Октавия всех времён и народов. Это верно, но только если говорить о серийных экземплярах. А по большому счёту это не так. Наибыстрейшей по праву с недавних пор считается особенная модификация — Octavia vRS Bonneville Special (на фото).

15 августа 2011 года этот автомобиль, оснащённый двухлитровым 500-сильным мотором, достиг скорости 325,33 км/ч, разогнавшись на высохшем соляном озере Бонневиль. Таким образом было отмечено 110-летие автоспортивной карьеры чешской компании. С тех пор Octavia vRS Bonneville Special считается самой быстрой Шкодой в истории.

За кадром

В рекламном видеоролике новая Skoda Octavia RS вызывает шок у горожан, которые по максимуму прокачали обыденные вещи: детскую коляску, трёхколёсный велик, гриль, мороженое, плюшевого мишку и так далее. На презентации в Гудвуде публику развлекали актёры, снявшиеся в этом видео, а также сами гипертрофированные предметы.

В Гудвуде удалось снять на видео много интересного. Жаль только, не вышло зафиксировать незабываемую поездку на раллийной Фабии S2000: журналистов в качестве пассажиров катал по трассе Forest Rally Stage немецкий гонщик Сепп Виганд. Показалось, что Skoda Fabia S2000 будто не едет, а переставляется между деревьев. Но снимать видео изнутри на iPad было слишком опасно — можно планшетом перерезать себе горло. Да и к чему рисковать, если это уже заснято до нас?

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...