Презентация в Риге началась с обещания показать нам, что такое We will rock you, спетое чёрт-ти когда группой Queen. «Мы вас рокнем, ребята!» — бодрили нас со сцены опелевцы, давая понять, что приставка Rocks в названии автомобиля не про горные породы, а про рок-н-ролл, вечную буйную молодость. У старичков из GM тем временем посменно работал конвейер. Часовое пресс-шоу день за днём пропускало через себя мелкими порциями мировую автожурналистику. Речи распланировали с точностью до каждой импровизации и шутки, расписали дословно и раздали нам бумажно на русском языке. Таким образом мы знали, что они скажут и через пару секунд, и спустя десять минут. Ждать посадки за руль так тяжеловато. Да и рок, помнится, не такой предсказуемый. Это ж музыка бунтарей! Постойте-ка... мы тут тоже... немножечко will rock you. Эй, а с чего вы взяли, что Opel Adam Rocks — кроссовер? Извините, но ведь это обычный трёхдверный хэтчбек!
Во время презентации сессию вопрос-ответ не предусмотрели. За ужином подвернулся двигателист GM Вурал Яник. Ему и отдуваться. Неужто это кроссовер? «Ну как же! Ведь здесь клиренс на 15 мм больше, чем у хэтчбека Opel Adam!» Ни его, ни других опелевцев не переубедить. И всё равно странно: скромные 140 мм дорожного просвета, как у соплатформенной Корсы, и поди ж ты — кроссовер, «самый компактный на рынке». У Меривы, к примеру, 150 мм, а у Астры — 165. Выходит, их впору во внедорожники записывать? Раньше-то построже было: если у тебя 170-180 мм — ты паркетник, если больше 200 — внедорожник. А сейчас покорителем пересечённой местности представляется маленькая переднеприводная трёхдверка с литровым мотором и мягким складным верхом!
Не поднять вопрос о трюке маркетологов с кроссорификацией было нельзя. Спросил всё же, пусть и тщетно. Но, впрочем, песня не о нём, а о любви — о любви женщины к красочной машинке. Исходный хэтчбек Adam нашёл в Европе более ста тысяч покупателей, и 70% из них — дамы. «Окроссоверование» модели — попытка завоевать с Адамом мужчин и привести гендерное разделение в пропорцию фифти-фифти (в России 60% слабого пола на 40% сильного). Одними лишь пятнадцатью миллиметрами клиренса господ, конечно, не проймёшь, поэтому немцы подчёркивают: мы перенастроили рулевое управление, модифицировали амортизаторы, увеличили ходы подвески, установили обогрев руля. И вообще, Opel Adam Rocks — единственный производящийся исключительно в Германии автомобиль в сегменте. Делают его на заводе в Айзенахе.
Доказать нам, что Opel Adam Rocks — «уникальный чемпион по индивидуализации», должны были сорок (40!) абсолютно одинаковых автомобилей. У всех — трёхцилиндровый литровый турбомотор Ecotec 1.0 SIDI Turbo (115 л.с., 170 Н•м) и шестиступенчатая «механика». При этом немцы настоятельно порекомендовали меняться машинами, чтобы сделать выбор из 17 цветов кузова, шести окрасов крыши, девяти видов оформления фальшрадиаторной решётки, шести расцветок салона, 17- и 18-дюймовых колёсных дисков и так далее. Всё это было здорово, однако хотелось сравнить технически разные варианты — сопоставить инновационный литровый движок с атмосферной «четвёркой» 1.4 Ecotec (85 л.с., 130 Н•м). У неё в России шансов стать популярной на порядок больше, ведь это привычное «нетурбо», которое вдобавок комплектуется «роботом» с пятью передачами. Но расцвести нашему индивидуализму до такой степени опелевцы не позволили. Раз так, я взял первый попавшийся Rocks, открыл багажник нажатием на логотип, бросил свой узелок и, не найдя напарника, уехал в одиночку на полдня кататься по Риге и её окрестностям, завидуя сам себе.
К выбору машинки и впрямь следовало подойти ответственнее. Попал на девчачью: в моём Роксе мышиного цвета на передней панели обнаружились умилительные фиолетовые цветочки. Зато всё остальное выглядело и работало вполне по-мужски. Под себя настроил оборудование мгновенно. Водительское кресло гостеприимно приобняло и напомнило о сотрудничестве Опеля с медиками, которые борются за здоровье спины (Aktion Gesunder Rücken e.V.). Дверь закрылась с породистым звуком, мотор завёлся ключом с приятным ворчанием. Оценил обзорность — прекрасная: в боковых зеркалах правильного размера вспыхивает значок, предупреждающий о машине в мёртвой зоне. Сцепление схватилось в ожидаемом месте, и хэтчбек (язык не поворачивается называть его кроссовером) с краткой пробуксовкой передних колёс рванул на солнечные улицы латвийской столицы. Opel Adam Rocks — это сел и сразу поехал, всё понятно, никаких подводных камней и сюрпризов.
Руль информативным не назовёшь, «ноль» размыт, большей остроты ждёшь от юркой городской малолитражки. Передачи «механики» втыкаются не идеально, а переключаться в мегаполисе приходится часто. Rocks на дисплее предлагает это делать по следующему алгоритму: 20 км/ч — вторая, 30 — третья, 40 — четвёртая. Короче говоря, до 60 км/ч доезжаешь на шестой. Должно быть, получается экономично, да только суетливо. При смене передач надо поглядывать на приборы, поскольку по шуму моторчика не сориентируешься: он до высоких оборотов раскручивается удивительно тихо. Изоляция от звукового мусора в целом удалась. Даже мягкая крыша посторонние шумы в салон почти не пропускает. В городе Opel Adam Rocks обеспечивает ездовой комфорт хорошего уровня, да только есть одно важное «но» — подвеска.
В Риге немало улиц, мощённых булыжником. Ездить по ним на Роксе — не пытка, хотя, если тебя бьют не голыми руками, а в боксёрских перчатках, всё равно больно. Энергоёмкости недостаёт, пробой — весьма вероятен. При проезде крупных неровностей следует держать ухо востро, а брать «лежачих полицейских» или рельсы ходом — лучше не надо. Короткобазный (2311 мм) автомобильчик ударяется об землю, как неподпружиненные качели-балансиры, на которых дурачатся подростки: бах, бах! Но вот булыжные мостовые кончились. Трасса. При скоростях за сотню под педалью газа всё ещё чувствуется запас (литровый турбомоторчик — молодчина), Adam Rocks не пасует на разгоне и всё так же отлично держит дорогу. Открываем крышу и тут же закрываем, слишком шумно, задувает, неприятно. По Риге неспешно катиться с открытым верхом здорово. По Москве — пыль глотать, газом дышать, то ещё удовольствие.
Adam Rocks — бесспорный connected car. К информационно-развлекательной системе IntelliLink с семидюймовым сенсорным дисплеем смартфон подключается на раз. Хоть iOS, хоть Android. И это необходимо, потому что встроенной навигации у Рокса нет и прокладывать путь следует с помощью установленного на телефон приложения BringGo. Чтобы начался расчёт маршрута, нужно подключить смартфон через Bluetooth или USB-порт, разлочить аппарат, нажать на дисплее автомобиля иконку Apps, найти в этом разделе BringGo, дать ему полминуты на загрузку, выбрать пункт назначения и придавить виртуальную кнопку Go. Экран живо отзывается на нажатия и отлично заменяет россыпь серых клавишей, изводившую нас на Опелях раньше. К навигации претензий тоже нет. А IntelliLink вдобавок зачитывает SMS-сообщения и позволяет их надиктовывать.
Opel заявляет, что до Рокса «открытого кроссовера ещё не было ни у кого» (привет, Murano CrossCabriolet!) и что у вседорожного Адама «нет прямых конкурентов», поскольку тот «открывает новую нишу на рынке». Если перестать называть Adam Rocks кроссовером, быстро поймёшь, что соперников у модели предостаточно. Причём не важно, из класса A они, как Fiat 500 (кстати, у него тоже клиренс 140 мм), или из сегмента B, как всякие Mini и Ситроены типа DS3. Общее у них — пресловутая индивидуализация, броская внешность и всё такое. Стоят эти автомобили немалых денег, вот и господа из Рюссельсхайма навесили на псевдокроссовер неслабые рублёвые ценники. Версия с «атмосферником» и «роботом» оценена в 814 000 рублей, с турбо и «механикой» — в 924 000. (Хэтчбек Adam заметно дешевле: от 690 000 до 879 000 руб.) Приём заказов начнётся в четвёртом квартале этого года, в салонах российских дилеров машины окажутся в феврале 2015-го. Обещают богатые базовые комплектации.
Россия, понятное дело, не входит в число основных рынков для Рокса. Наибольший успех модели прочат в Германии, Италии, Великобритании, Франции и Нидерландах. Маркетологи рассчитывают на покупателей в возрасте старше 35 лет, которые активно делают карьеру. Между тем в A-классе вскоре может появиться ещё один «вседорожник» с открытым верхом: французы слизали идею у Опеля и построили концепт Citroen C1 Urban Ride. Но они хоть кроссовером его не зовут: SUV-inspired styling, говорят; вдохновлялись, мол, стилем. Глядишь, за Ситроеном и Peugeot подтянется — и пошла вода в хату. Может, из Рокса действительно вырастет целое направление шустряков со своим оригинальным названием? Кроссбек, например. И будут у кроссбеков исключительно даунсайзинговые турбодвижки. Не так ли, Вурал? Моторист Опеля Яник задумывается. «Нет, — отвечает. — От атмосферных двигателей мы не откажемся никогда». А как же We will rock you? Всё в порядке. Благодаря Вуралу и его коллегам, разработавшим удивительно «моментный» маленький турбомотор объёмом в литр, нас не рокнуло, нас торкнуло, вот что вышло. We will torque you! — правильный турбодевиз, с которым «атмосферная» Россия не согласится опять же никогда.
Паспортные данные
| Opel Adam Rocks | 1.0T Ecotec | 
|---|---|
| Кузов | |
| Тип кузова | хэтчбек | 
| Число дверей/мест | 3/4 | 
| Длина, мм | 3747 | 
| Ширина, мм | 1966 | 
| Высота, мм | 1493 | 
| Колёсная база, мм | 2311 | 
| Колея передняя/задняя, мм | 1472/1464 | 
| Снаряжённая масса, кг | 1156 | 
| Полная масса, кг | 1510 | 
| Объём багажника, л | 170 | 
| Двигатель | |
| Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | 
| Расположение | спереди, поперечно | 
| Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 
| Число клапанов | 12 | 
| Рабочий объём, см³ | 999 | 
| Макс. мощность, л.с./об/мин | 115/5200 | 
| Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 170/1800–4500 | 
| Трансмиссия | |
| Коробка передач | механическая, шестиступенчатая | 
| Привод | передний | 
| Ходовая часть | |
| Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | 
| Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | 
| Передние тормоза | дисковые вентилируемые | 
| Задние тормоза | дисковые | 
| Шины | 225/35 R18 | 
| Дорожный просвет, мм | 140 | 
| Эксплуатационные характеристики | |
| Максимальная скорость, км/ч | 196 | 
| Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 9,9 | 
| Расход топлива, л/100 км | |
| — городской цикл | 6,3 | 
| — загородный цикл | 4,4 | 
| — смешанный цикл | 5,1 | 
| Норма токсичности | Евро-6 | 
