Хотели бы стать владельцем Мерседеса? Утвердительно на этот вопрос ответят не все, но очень многие. Особенно в России. И не беда, что мы сейчас говорим не о традиционном седане, а лишь о компактвэне Mercedes B-класса. В версии B 180 (122 л.с.) он стоит чуть больше миллиона рублей — и это современный немецкий автомобиль с турбомотором, преселективным «роботом», да ещё в не самой аскетичной комплектации. А может, ну его, этот престиж? Ведь за меньшие деньги можно приобрести более крупный автомобиль, пусть и не со столь впечатляющим названием. Например, Volkswagen Touran.
В очередной раз мы не смогли собрать на дуэль схожие по параметрам машины. Белоснежный Mercedes B-Class достался нам с мощным мотором (наддувный 1.6, 156 сил, от 1 170 000 рублей) и обширным списком оборудования. А вот Volkswagen Touran…Такое ощущение, что нам досталась пятидверка не из пресс-парка представительства, а из «стойла» фирмы по прокату автомобилей — базовый вариант 1.2 TSI (105 л.с.) с механической коробкой передач и «прожиточным минимумом» по оснащению. Благо, мы можем разглядеть сильные и слабые стороны дуэлянтов, не обращая внимания на разницу в оборудовании. К тому же у одного из дилеров ненадолго удалось взять на клиентский тест-драйв Touran 1.4 TSI (140 л.с.) с DSG. Но обо всём по порядку.
Когда оба автомобиля стоят рядом друг с другом, кажется, что Touran принадлежит к классу повыше — ну чистый минивэн! Виновата кубическая форма кузова: Volkswagen длиннее Мерседеса всего на 38 мм, а шире — на незаметные 8 мм. И, увы, простоватая внешность Турана не сильно меняется в зависимости от уровня оснащения — даже биксеноновые фары со светодиодной подводкой глаз и литые диски едва ли сделают из модели супермодель. То ли дело Mercedes с клинком оконной линии и красивыми боковинами с выштамповками. Яркий, живой образ!
Заданная экстерьером стилистика нашла отражение и в интерьере. Смотреть на переднюю панель Турана, что часами глядеть в окно пасмурным днём, — скучно. Но Volkswagen располагает к себе неплохой эргономикой и качеством исполнения. В B-классе тоже удобно, салон так же собран на совесть, а материалы отделки ещё лучше. Но как сильно поднимается настроение в Мерседесе после Фольксвагена — словно попал на первоклассную комедию в стиле Квентина Тарантино после скучного бессмысленного кино.
А где безоговорочно отыгрывается, так это в плане практичности и функциональности своего внутреннего убранства. Простор в салоне колоссальный по всем фронтам и для всех седоков, кресла второго ряда регулируются в продольном направлении и по углу спинки, а варианты трансформации, похоже, ограничены лишь вашей фантазией. Здесь Мерседесу нечего противопоставить. Да, внутри B-класса места для головы и коленей на обоих рядах достаточно, задний диван двигается вперёд/назад (прежде такого не было), но по возможностям трансформации «бэшка» напоминает обычный хэтчбек — можно лишь откинуть спинки задних сидений на подушки.
Напрямую сравнивать силовые агрегаты двух тестовых автомобилей нельзя, но можно поговорить об ожиданиях. Например, Touran со 105-сильным мотором 1.2 TSI и шестиступенчатой «механикой» удивил — в автомобиле массой 1453 кг не ощущаешь ущербности! Более того, на второй и третьей передаче, как только стрелка тахометра переходит рубеж 1500 об/мин, двигатель дарит сочные приливы ускорения вплоть до 4000 об/мин. И пусть после 100 км/ч сколько-нибудь заметная динамика растворяется в законах физики, от мысли, что моторчик прыгает даже выше своей головы, уже не избавиться.
С Мерседесом ничего сверхъестественного не случилось — именно так должен ехать автомобиль массой 1425 кг с турбомотором 1.6, развивающим 156 сил и 250 Н•м. Агрегат выходит на пик тяги чуть ли не с холостых и безудержно несёт компактвэн к горизонту. Особенно напористо выстреливать получается со скоростей среднего диапазона, а заряд энергии сильно иссякает, лишь когда на автомагистрали перед тобой маячит перспектива лишения водительского удостоверения.
Однако главная интрига для нас была в другом — как работает семидиапазонный «робот» (собственная разработка) Мерседеса с двумя «мокрыми» сцеплениями? Смогли ли инженеры из Штутгарта совершить революцию в доводке подобных агрегатов? В большей степени ради сравнения двух преселективных «роботов» я и поехал к дилеру на тест-драйв 140-сильного Турана с DSG. К мотору — никаких вопросов: модификация Touran 1.4 TSI, конечно, медленнее Мерседеса B 200, но едет динамично во всём диапазоне легальных скоростей. Большее семейному автомобилю ни к чему. А вот сравнение двух «преселективов» победителя не выявило.
У них одни достоинства и недостатки на двоих. Обе семиступенчатые коробки передач хорошо работают, только когда автомобиль равномерно движется. На средних и высоких скоростях и 7G-DCT и DSG переключаются плавно в обычном режиме и оптимально быстро в спортивном. Но когда доходит дело до езды в рваном стиле или до движения в пробке, агрегаты показывают своё второе лицо. Плавность и безмятежность сменяются дёрганьем и вибрациями, а 7G-DCT при старте ещё и подвывает. Тронуться с места быстро невозможно — оба «робота» берегут сцепления и реагируют на подачу топлива с паузой. И, конечно, никуда не делись пресловутая тяга агрегатов к экономии топлива и вялый отклик на газ в стандартном режиме.
Ещё оба компактвэна весьма схожи сбалансированным шасси — различия кроются в нюансах. И Mercedes и Volkswagen едут плотно, упруго, без раскачки. Корабельных кренов нет ни у одного, но Touran припадает на бок в повороте чуть больше. При этом о комфорте инженеры не забыли — в недрах подвесок обоих автомобилей микропрофиль дорожного полотна растворяется полностью, а на мелкие и средние неровности оба «немца» отзываются лёгкими толчками и пинками. Разница проявляется при проезде крупных ям и выбоин, глубоких трещин и небольших, но острых ступенек на асфальте — здесь Volkswagen оказывается чуть мягче.
Во многом Mercedes B-класса и Volkswagen Touran схожи — оба воспринимаются добротными автомобилями, едут породисто и стоят своих денег. Однако разница фундаментальная — находясь в одном классе, они созданы для разных потребителей. Пятидверка из Штутгарта для тех, кто хочет повышенной комфортности и простора, но не согласен рулить автобусом. В B-классе настолько легковая посадка, что складывается ощущение, будто управляешь обычным хэтчбеком. Но придётся пожертвовать повышенной практичностью. А Touran — машина для дела. Под автобусной внешностью и за демократичным именем скрывается талантливый друг семьи, который даже в базовом исполнении обрадует всем тем, ради чего он и был создан. Одно но — в таких, как Touran, редко влюбляются.
Паспортные данные
| Модель | Mercedes B 200 | Volkswagen Touran 1.2 TSI |
|---|---|---|
| Кузов | ||
| Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек |
| Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
| Длина, мм | 4359 | 4397 |
| Ширина, мм | 1786 | 1794 |
| Высота, мм | 1557 | 1634 |
| Колёсная база, мм | 2699 | 2678 |
| Колея передняя/задняя, мм | 1552/1549 | 1541/1514 |
| Снаряжённая масса, кг | 1425 | 1453 |
| Полная масса, кг | 1950 | 2080 |
| Объём багажника, л | 488–1547 | 695–1989 |
| Двигатель | ||
| Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
| Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
| Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
| Число клапанов | 16 | 8 |
| Рабочий объём, см³ | 1595 | 1197 |
| Макс. мощность, л.с./об/мин | 156/5300 | 105/5000 |
| Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 250/1250–4000 | 175/1550–4100 |
| Трансмиссия | ||
| Коробка передач | роботизированная семиступенчатая | механическая шестиступенчатая |
| Привод | передний | передний |
| Ходовая часть | ||
| Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
| Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
| Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
| Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые |
| Шины | 205/55 R16 | 195/65 R15 |
| Дорожный просвет, мм | нет данных | 140 |
| Эксплуатационные характеристики | ||
| Максимальная скорость, км/ч | 220 | 185 |
| Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,4 | 11,9 |
| Расход топлива, л/100 км | ||
| — городской цикл | 7,6 | 8,0 |
| — загородный цикл | 4,8–5,0 | 5,5 |
| — смешанный цикл | 5,9–5,8 | 6,4 |
| Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
| Ёмкость топливного бака, л | 50 | 60 |
| Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
Комплектации
| Базовое оборудование | Mercedes B 200 | Volkswagen Touran |
|---|---|---|
| Фронтальные подушки безопасности | + | + |
| Боковые подушки безопасности | + | + |
| Надувные "занавески" | + | + |
| Крепление детского кресла Isofix | + | + |
| Коленная подушка безопасности водителя | + | + |
| Система динамической стабилизации | + | + |
| Передний подлокотник | + | – |
| Кондиционер | + | + |
| Бортовой компьютер | + | + |
| Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
| Рулевое колесо с кожаной отделкой | + | – |
| Мультифункциональное рулевое колесо | + | – |
| Подогрев передних сидений | + | + |
| Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | + |
| CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
| Датчик света | + | – |
| Датчики давления в шинах | + | – |
| Раздельные кресла второго ряда | – | + |
| Круиз-контроль | + | + |
| Датчики парковки передние и задние | + | – |
| Иммобилайзер | + | + |
| Противоугонная сигнализация | + | – |
| Цена базовой комплектации | 1 170 000* | 880 000 |
| Дополнительное оборудование тестового автомобиля | ||
| Пакет "Интерьер" | 23 020 | |
| Напольные велюровые коврики | + | |
| Кожаная отделка обода руля, рычага переключения коробки передач и рукоятки ручного тормоза | + | |
| Мультифункциональное рулевое колесо | + | |
| Центральный подлокотник | + | |
| Аудиосистема RCD 310 | 4520 | |
| Многофункциональный дисплей Plus | 2250 | |
| Противотуманные фонари | 7050 | |
| Противоугонная сигнализация с датчиком объёма и периметра | 13 780 | |
| Полноразмерное запасное колесо | 8810 | |
| Цвет "металлик" | 12 710 | |
| Пакет "Обзор и освещение" | 22 429 | |
| Солнцезащитные козырьки с подсветкой | + | |
| Датчик дождя | + | |
| Пакет зеркал | 20 352 | |
| Электрические складываемые зеркала справа и слева | + | |
| Внутреннее зеркало с автоматическим затемнением | + | |
| Спорт-пакет | 96 519 | |
| Легкосплавные 17-дюймовые колёсные диски с пятью спицами | + | |
| Солнцезащитные козырьки с освещаемым зеркалом | + | |
| Комфортная подвеска с уменьшенным дорожным просветом | + | |
| Пакет комфортных сидений с электроприводом водительского кресла | + | |
| Память положений кресла водителя | + | |
| Отделка салона искусственной кожей и тканью | + | |
| Декоративные элементы с рисунком в виде пчелиных сот | + | |
| Отделка потолка чёрной тканью | + | |
| Руль с отделкой кожей | + | |
| Пакет систем хранения | 13 135 | |
| Отделение для вещей в спинке сиденья водителя и переднего пассажира | + | |
| Бокс под сиденьем водителя | + | |
| Бокс под сиденьем переднего пассажира | + | |
| Биксеноновые фары с интелектуальным управлением | 96 519 | |
| Мультимедийный комплекс COMAND Online с навигацией | 182 706 | |
| Мультимедийный интерфейс с USB-входом и разъёмом AUX-IN | 15 212 | |
| Камера заднего вида | 20 041 | |
| Панорамная крыша с электроприводом | 78 970 | |
| Цена протестированного автомобиля | 1 715 886 | 952 140 |
| * Все цены указаны в рублях. | ||