Такого длинного брифинга во время передачи тестового автомобиля у меня ещё не было. Вежливый сотрудник Volvo пожелал рассказать о системах безопасности, а я, окинув взглядом центральную консоль, усеянную кнопками, слишком поздно осознал длину грядущей повести. Система City Safety способна полностью остановить автомобиль на скоростях до 30 км/ч. Камеры следят за дорожной разметкой, мёртвыми зонами и пешеходами. Машина может задержать входящий телефонный звонок во время прохождения поворота... У Volvo, может, и меняется ездовой характер, но высочайший уровень безопасности — ценность непреходящая. Кроссовер Volvo XC60 — телохранитель. Словно персонаж Кевина Костнера из одноимённой киноленты... Только я не сладкоголосая Уитни Хьюстон.
Есть тут и адаптивный круиз-контроль, работающий в режиме stop & go. Выставляешь расстояние до впереди идущей машины — и знай себе покручивай руль. Но если в медленной пробке пользоваться системой вполне возможно, то в условиях разряженного городского трафика — уже нет. Слишком чувствительно Volvo реагирует на тех, кто встраивается перед тобой. Кроссовер сразу начинает самостоятельно тормозить, восстанавливая прежнее расстояние... Нарочно опробовать City Safety никак не удавалось: трудно собрать все необходимые условия, да и страшновато. Но, едва я оставил эти попытки и переключился на меню мультимедийной системы, как медленно текущий поток почему-то резко встал. Заметив это краем глаза, я послал было правую ногу на тормоз, но к тому времени машина уже встала как вкопанная.
О пересечении разметки с выключенным поворотником Volvo напоминает только звуковым сигналом. Мониторинг слепых зон тоже ненавязчив. Уровень усталости водителя XC60 определяет по показаниям датчиков положения руля и педали газа, но мы недостаточно хорошо знакомы, чтобы Volovo выучил мои привычки. Вся прелесть в том, что шведы не навязывают помощников, — всё вспомогательное оборудование можно вовсе отключить. А что тогда останется? Какой из XC60 собственно автомобиль?
Для начала познакомимся с переднеприводником T5 с 240-сильным бензиновым турбомотором 2.0 GTDi и шестиступенчатым «роботом». Даже в городе приходится пожалеть об отсутствии полного привода. Проходимость тут ни при чём — голова на плечах и 230 мм клиренса помогут избежать внештатных ситуаций и с одной ведущей осью. Проблема в реализации возможностей двигателя. Эта наддувная «четвёрка» серии EcoBoost уже знакома нам по обновлённому Mondeo. На Форде мотор даже моментнее: 340 Н•м против 320 у Volvo. Но в то время как Mondeo разгоняется мягко, Volvo XC60 чуть что неистовствует. Утапливаешь акселератор в пол — и только держи руль! К 2000 об/мин обод старается вырваться из рук, и кроссовер мечется по полосе влево-вправо. Да, запас тяги помогает легко совершать обгоны даже на шоссейных скоростях, но это требует слишком много внимания и моральных сил.
Порой хочется защититься от темперамента самого Volvo, и тут заторможенность преселективной коробки PowerShift с двумя сцеплениями уже во благо. Иногда проходит по две секунды, прежде чем «робот» скинет две-три ступени вниз. Эти 2000 мс можно потратить с пользой: ещё раз подумать, надо ли оно вам, да покрепче ухватиться за баранку. По-плохому PowerShift не понимает — только по-хорошему, когда никуда не спешишь и работаешь акселератором плавно, без резких движений. Тогда и задержки на подачу топлива меньше, и переключения мягче. В итоге только при размеренной езде Volvo XC60 воспринимается гармоничным автомобилем.
По настройкам шасси и рулевого управления XC60 — автомобиль неоднозначный. Уже не традиционный Volvo, но ещё не S60 второго поколения. Жёсткость кузова средняя для пятидверки — 20 000 Нм/град. Зато высока угловая жёсткость подвесок: машина подробно повторяет поперечный профиль полотна, раскачивая седоков из стороны в сторону. Существенно зажаты и амортизаторы, болезненно реагирующие на ямы и крупные стыки. На тестовой машине установлены адаптивные стойки Monroe-Ohlins, но смена режимов не делает XC60 комфортнее. Меняется лишь степень жёсткости и детализация, с которой микропрофиль покрытия транслируется в салон.
Честно говоря, от машины с не самым информативным рулевым управлением и заметными кренами ждёшь большего комфорта, большей энергоёмкости. Но провалы асфальта с острыми краями, выпирающие термоусадочные швы эстакад и трамвайные пути подвеска жуть как не любит. Благо с шумоизоляцией полный порядок: на городских скоростях передвигаешься словно в вакууме, слегка разбавленном гулом зимних шин. А на шоссе психологическое давление аэродинамических и дорожных шумов начинается после 140 км/ч.
А всё-таки как зимой ведёт себя полноприводный XC60 с электромагнитной муфтой Haldex четвёртого поколения? На этот вопрос нам поможет ответить топ-версия XC60 T6. Под капотом — рядная «турбошестёрка» 3.0 мощностью 304 л.с. Ей в помощь — шестиступенчатый «автомат». Скажу сразу, такой силовой агрегат едва ли нужен Volvo. Да, T6 с лёгкостью уходит от соседей по потоку, но подвеска и тормоза не соответствуют заряду. Это постоянно тебя одёргивает.
Муфта в приводе задней оси работает с преднатягом, передавая на колёса как минимум 10% тяги. Управляющая электроника настроена в полном соответствии с характером автомобиля. Больший крутящий момент передаётся назад с опозданием. В итоге под тягой кроссовер сначала плужит передком, затем переходит в скольжение всеми колёсами. Точно дозировать тягу мешает задемпфированность педали газа и нерасторопность коробки передач.
Порезвиться на твёрдом заснеженном покрытии можно, но получить максимум удовольствия мешает неотключаемая система стабилизации. Можно ослабить хватку трекшн-контроля через меню бортового компьютера и работать газом грубее. Тогда в повороте после непродолжительного сноса начинается легко контролируемый занос. Но вести машину в скольжении нельзя: при повороте руля в сторону заноса электроника начинает орудовать тормозами и обрубать подачу топлива. Лучше не шалить и не спешить, тогда XC60 обеспечит стабильность на прямой и однозначное безопасное поведение в виражах.
Никого не волнует, что Volvo XC60 не драйверский. Зато тут отличный интерьер и нарядное меню мультимедийной системы. Именно поэтому XC60 уступает по продажам в своём сегменте только Audi Q5. Причём основная масса кроссоверов Volvo, что встречаются на улицах, — дизельные. Целесообразность такого выбора косвенно подтверждает наш тест. Ни одна из бензиновых версий не показалась нам сбалансированной: T5 не хватает полного привода, недоступного для неё. В топ-модели вообще нет чего-то запоминающегося, кроме цены (тестовая машина стоит свыше трёх миллионов). У турбодизельной «пятёрки» 2.4, кстати, те же 440 Н•м тяги, что и у мотора T6...
Главное в XC60 не шильдик с индексом модели — а флюиды успокоения, которые автомобиль посылает своему владельцу. Можно под завязку напичкать Volvo системами безопасности или ограничиться базовым оборудованием — автомобиль всё равно будет действовать на ваше подсознание, подавляя любые проявления агрессии. Удовольствие от вождения Volvo своеобразное: XC60 хорош тем, что в дороге требует минимум внимания. Сам затормозит, сам разгонится, а потом ещё и справится о вашем физическом состоянии. Не перетрудились ли? Чувство защищённости в XC60 подавляет даже нас! Неужели вы никогда не мечтали о собственном телохранителе?
Паспортные данные
| Volvo XC60 | T5 | T6 |
|---|---|---|
| Кузов | ||
| Тип кузова | универсал | универсал |
| Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
| Длина, мм | 4627 | 4627 |
| Ширина, мм | 1891 | 1891 |
| Высота, мм | 1713 | 1713 |
| Колёсная база, мм | 2774 | 2774 |
| Колея передняя/задняя, мм | 1632/1586 | 1632/1586 |
| Снаряжённая масса, кг | 1765 | 1880 |
| Полная масса, кг | 2270 | 2440 |
| Объём багажника, л | 490–1450 | 490–1450 |
| Двигатель | ||
| Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с турбонаддувом |
| Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
| Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 6, в ряд |
| Число клапанов | 16 | 24 |
| Рабочий объём, см³ | 1999 | 2953 |
| Макс. мощность, л.с./об/мин | 240/5500 | 304/5600 |
| Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 320/1800–5000 | 440/2100–4200 |
| Трансмиссия | ||
| Коробка передач | роботизированная шестиступенчатая | автоматическая шестиступенчатая |
| Привод | передний | постоянный полный |
| Ходовая часть | ||
| Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
| Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
| Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
| Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
| Шины | 235/55 R19 | 235/60 R18 |
| Дорожный просвет, мм | 230 | 230 |
| Эксплуатационные характеристики | ||
| Максимальная скорость, км/ч | 210 | 210 |
| Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,1 | 7,3 |
| Расход топлива, л/100 км | ||
| — городской цикл | 11,3 | 15,2 |
| — загородный цикл | 6,9 | 8,1 |
| — смешанный цикл | 8,5 | 10,7 |
| Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
| Ёмкость топливного бака, л | 70 | 70 |
| Топливо | АИ-95-98 | АИ-95 |
| Volvo XC60 | T5 | T6 |
|---|---|---|
| Базовое оснащение | ||
| Фронтальные подушки безопасности | + | + |
| Боковые подушки безопасности | + | + |
| Надувные "занавески" | + | + |
| Крепление детского кресла Isofix | + | + |
| АБС | + | + |
| Система динамической стабилизации | + | + |
| Трекшн-контроль | + | + |
| Автоматическая коробка передач | + | + |
| Рулевой механизм с усилителем | + | + |
| Биксеноновые фары | + | – |
| Адаптивные фары | + | – |
| Датчик дождя | + | + |
| Стеклоочиститель пятой двери | + | + |
| Датчик света | + | + |
| Бортовой компьютер | + | + |
| Двухзонный климат-контроль | + | + |
| Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
| Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
| Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | + |
| Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | – |
| Подогрев передних сидений | + | + |
| Отделка салона кожей | – | + |
| CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
| Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | + |
| Иммобилайзер | + | + |
| Противоугонная сигнализация | + | + |
| Легкосплавные колёсные диски | + | + |
| Защита поддона картера | + | + |
| Цвет "металлик" | – | + |
| Дополнительное оборудование тестового автомобиля | ||
| Электрохромное внутрисалонное зеркало | – | о |
| Электрорегулировка передних сидений | о | о |
| Память положений кресла водителя | о | о |
| Биксеноновые фары | – | о |
| Адаптивные фары | – | о |
| Усилитель руля с переменной производительностью | о | – |
| Ключ-карта | о | о |
| Система доступа в салон без ключа | о | о |
| Активный круиз-контроль | о | о |
| Система мониторинга "слепых" зон | о | о |
| Система слежения за дорожной разметкой | о | о |
| Система предупреждения об аварийном сближении | о | о |
| Система предупреждения о появлении пешехода | о | о |
| Система слежения за усталостью водителя | о | о |
| Система автоматической подачи сигнала SOS | о | о |
| Датчики парковки передние и задние | о | о |
| Адаптивная подвеска | о | о |
| Улучшенная аудиосистема с сабвуфером | о | о |
| Пульт дистанционного управления мультимедийной системой | о | о |
| Навигационная система | о | о |
| Мониторы для задних пассажиров | о | о |
| Камера заднего вида | о | о |
| Панорамная крыша | о | о |
| Сервопривод крышки багажника | о | о |
| Отделка салона кожей | о | – |
| Парковочный подогреватель с таймером | о | о |
| Ламинированные боковые стёкла | о | о |
| Цвет "металлик" | о | – |
| Цена базовой комплектации, рубли | 1 964 000 | 2 157 000 |
| Цена протестированного автомобиля, рубли | 2 732 000 | 3 112 200 |
| Обозначения: + — входит в базовую комплектацию (в случае с T5 - SUMMUM); – — отсутствует; о — опция. | ||